Новости авангардных событий культурной жизни
Ноябрь 2024 г.
ОБЗОР ЖУРНАЛА «ФУТУРМ АРТ», № 2, 2024Интеллектуальные узоры закручивает словесно Константин Кедров-Челищев, мешая обыденность и философию, вспышки истории и гирлянды ассоциаций, эпос энергии и соль созерцания:
Орбита мысли между бубликом и сферой
Становится немыслимой аферой Запутался в ней Перельман Лаокоон А щупальца ползут со всех сторон Дано ведь каждому лопухнуться Заснуть навеки и не проснуться Но таково мое убежденье Что сон есть в будущем пробужденье Миры в мирах замирают Энергия не умирает И все мы встретимся, поверьте, В энергетическом бессмертье… Вектор веры поэта в энергетическое бессмертье передается читающему, не позволяя шарам оптимизма разбиться о непременные булыжники реальности.
Игорь Григоров, продолжая очередной номер журнала «Футурум АРТ», словно раскрывает своеобразие поэтического кода мироздания: Фантастически рассвет розовел,
Согревая чудаков и бродяг, А по городу смешной человек Шел походкой проливного дождя. Вот история его: жил простак, Захотел себе крылатой судьбы. Он мечтал всего-то в небе летать, Но — случайно — научился любить. Нет никаких сомнений: поэзия — сестра алхимии, превращающая заурядное в невероятное.
Элегические мотивы — с тончайшими золотистыми прослойками иронии — определяют поэтический мир и миф Павел Щербакова: Ты посмотрела утром на столицу,
Пока я спал, но все ж столицы мало. Переверни помятые страницы Растрепанного толстого журнала. В нем ничего такого не найдется, Что нравилось тебе прошедшим летом. Печально, что то лето не вернется, И жалко, что я думаю об этом. …Мучительно звучит стихотворение Евгения Степанова — о любви, о трагедии и счастье оной, о силе ее, продолженной за пределами земного бытия, о бессилии жить вне любви, и — все-таки о необходимости жить:
Живу во сне — там ты жива.
Проснусь — так сразу голова Болит, рас-ка-лы-ва-ет-ся, Темно, и нет на мне лица. Кому печаль мою повем? Но я встаю. Зачем? Затем. Так надобно. И в этом суть. Иду. Но цель — прилечь, заснуть. Горько-гротескное изображение действительности часто мы видим в стихах Евгения Степанова. Мускульно-кратко и емко, и метафорически звучат его строки. Аллегории и образы достигают цели — читательского сердца:
Смех раздается. Но все реже.
А слез так много, что трындец. Не скучно, если на манеже Кровавый клоун и борец. У клоуна на шее бирка — «Убийца». И борец далек От святости. Владелец цирка Кладет купюры в кошелек. Раздел «верлибры» также представлен произведениями Евгения Степанова.
Краткие их ветви полны своеобразными смыслами листьев: Октябрь завершается.
Впереди пять месяцев холодов. Надо собрать волю в кулак и дожить до весны. Афоризмы Юрия Тубольцева отсвечивают иронией, иногда — горькой.
* * *
Если вести себя как Тузик, никогда не станешь тузом. * * * Не каждому Тузику удается догавкаться до туза. А завершается номер фундаментальным исследованием профессора Аллы Новиковой-Строгановой, рассматривающей творческие пути Льва Толстого и Николая Лескова — великих писателей и мыслителей, бесконечных искателей истины: каждый взлетал, как считал должным, и страдал, насколько заставляли обстоятельства, познавая суть бытия и меру запредельности, крохотной частью которой, судя по всему, является наша жизнь.
…Жизнь, которую так интересно, широко используя поэтический инструментарий, трактует очередной номер журнала «Футурум АРТ» — множественностью своеобразных литературных голосов. Александр БАЛТИН
|