Новости авангардных событий культурной жизни
Март 2025 г.
ДИАЛОГИ ДВУХ ПОЭТОВ![]() Яркая во всех словесных вариациях — от задорно-народных, разноцветно вспыхивающих частушек, до лирического, полновесного высказывания, от книг мемуарного плана, исполненных на великолепно отлаженных струнах художественности, до… философских диалогов — в данном случае с Евгением Степановым, ибо книга «Жизнь и творчество Нины Красновой», вышедшая в издательстве «Вест-Консалтинг», составлена из интервью-диалогов, из тонкого кружева размышлений и плотной фактуры воспоминаний… В предисловии Степанов сетует с полынной интонацией на количество в нынешнем мира распиаренных поэтических неумех, графоманов попросту, всяческий стыд потерявших — увы, деньги решают многое! — сетует, впрочем, стоически — приводя образ Нины в качестве примера поэтической подлинности, не говоря — словесного горения… Здесь не подразумевается чрезмерность аудитории, ибо ставка сделана на качестве оной. Итак — интервью. О, они не подразумевают бытовой лузги: поэты будут говорить по делу и по существу, и воспоминания, предлагаемые иссуетившемуся миру Красновой, дают колоритные ряды старших коллег, ушедших в вечность, оставшихся своими шатрами стихов. Космосом поэзии… Колоритно, со всегдашним своим оканьем, предстанет в книге могучий Владимир Солоухин. Противоречивый — и отношение к нему такое же — Евгений Евтушенко здесь будет раскрыт лучшими своими гранями, а хорошего и высокого в нем было предостаточно. Конечно, Краснова рассказывает прежде всего о себе — чтобы создать свой поэтический космос, рассказать о собственной душе и судьбе. Нина Краснова рано стартовала — первое стихотворение проявилось, когда девочке было 7 лет. Колоритен будет рассказ — зимний, детский — как, пораженная стихотворением, написанным сестрой, Нина решила исполнить свое, расшифровав таким образом код собственного дальнейшего пути. Снова будут возникать имена-образы — поэтов советского прошлого, и — литературной вечности. Добродушный и всегда готовый помочь, крепко израненный войною Николай Старшинов… Евгений Долматовский, мемуары о котором Нина некогда опубликовала в журнале Юрия Кувалдина «Наша улица»… Римма Казакова, с которой связывали годы дружбы, и Римме посвящены такие задорные, весельем жизни горящие частушки. Мудрая, чистая сердцем Татьяна Бек… Частушкам посвящено изрядное пространство книги, ибо подлинно народного, живого духа, бьющей через край плазмы жизни много в словесном искусстве Красновой. Частушка, как феномен, обладает собственной метафизикой: жизнь познается через окуляры и призмы низового, как будто карнавального, если вспомнить Михаила Бахтина, часто — на грани; тем не менее, именно через такое… якобы низовое и проясняется путь, ведущий к вершинам. Да и вообще — без частушки, какая ж это русская жизнь? Нина рассказывает о своем пути: о Литературном институте, о жизни в общежитие оного: пестрой жизни — куда там павлиний хвост! — о захлесте творчества и спорах, и множестве курьезов, часто организующих изрядные куски бытия. Связь с родной Рязанщиной — не ослабевающая, живая, питающая… Рязанский говорок, столь обаятельный, домашне-округлый, порой мерцает своеобычно в поэзии Красновой. Она выступает и как издатель: альманах «Эолова арфа»: ее детище; последний номер был посвящен жизни легендарного Андрея Вознесенского. Краснова словно воскрешает забытое, напоминает о том, что нельзя утерять. Богатая хроника завершает книгу, отмечая наиболее важные вехи пути поэта. Книга-диалог двух поэтов показывает, как можно сохранять стоицизм в наши суровые времена, делая свое дело, свершая свой путь. Александр БАЛТИН
|