Новости авангардных событий культурной жизни
Февраль 2022 г.
Обзор поэтических подборок, опубликованных в журнале «Футурум АРТ», № 1, 2021Будущее – цепочка ветвящихся дилемм: всегда неопределенно; будущее искусства – в такой же мере, как и всего; тем не менее, можно заглянуть в него, пребывая здесь и сейчас (тоже условное пребывание, конечно); можно заглянуть, чтобы услышать:
От поцелуя к поцелую
Порхают бабочки в саду Порхают бабочки в саду Порхают хао ду ю ду Я помню первый поцелуй Когда щека ее алела Щека алела то и дело Все губы — бабочки в саду Сады под бабочками губ Цветут цветут цветут цветут Время Велимира Хлебникова, великого дервиша поэзии, пересекается со временем Константина Кедрова-Челищева, чтобы вспыхивали новые легкие знаки: порхающих бабочек, сокровенных моментов.
…Поэты некогда – довольно часто служили мишенями, поэтому: Стрелять в поэтов – бессмысленно, однако война с пустотой, которую придется вести каждому, слишком серьезна, чтобы… говорить о ней всерьез. О, совершенно иной мир представит Владимир Шемшученко, следуя линиям традиций: Обшарпанный футляр, а в нем — аккордеон.
Потертые меха и клавиши живые. У дома две сосны стоят, как часовые, А прежде здесь стоял сосновый батальон. Держу аккордеон, как дочку на руках. Меня учил играть отец в беленой хате. Отец мог умереть от раны в медсанбате, Но выжил, чтоб сейчас остаться в дураках. Мир конкретен, и оптика ясна, ювелирные стихи Владимира Шемшученко, вспыхивающие индивидуальными огнями, укоренены в действительности.
Будущее многообразно. Интонации Евгения Лесина, перевитые острыми ленточками иронии, входят в его сферы естественно: Чертог сиял, я был разбит,
Я гладил все свои медали. Вокруг свирепствовал ковид, А в небе молнии сверкали. И синий, в молниях, господь, Следил за стрелками прибора. Носился дух, дрожала плоть, Пока мы ждали приговора. Высокое и низкое: прикосновение к тайне тайн слишком сложно, хотя и столь манит поэта, и поэтому иронический взгляд необходим…
Он же, впрочем, помогает примириться с действительностью. Цветные сны Светланы Еремеевой сложно двоятся и троятся, как отражения в пространных зеркалах времени, и образы, которые строит поэт, используя дар и опыт, точно играют вспышками своеобразных огней-молний: В комнате бродят тени
Кобальтовые, синие, голубые… Скользят в полутьме Привидения… Вибрируют сны цветные… Стены превращаются В реки… Плавно текут в небеса… В окна открытые… В двери… Из бездны Гремит гроза… Из бездны… Все стихи добываются из оной: сверкая и переливаясь, звуча медитативно, наполненные тишиной…
…Разные цвета-цветы переливаются лепестками созвучий в поэзии Эвелины Щац: и острые углы нужны, чтобы резать читательское сознание, добывая кровь внимания к поэзии: густой голос ночи
как деготь терпкий льется серый янтарь в камине серые утки готовятся, вечные странницы, в путь! Собирается будущее, связывается в узлы, вновь раскручиваются они, возникают новые.
Голос Нины Красновой отчетливо узнаваем: в нем четко даны, отчасти играя, но больше всерьез, переборы народного бытования, и… рязанский говорок послышится, и раскроется явь, принимаемая отчасти иронично, но всегда стойко: Жизнь моя не в розах —
В стрессах и в неврозах. Но что же делать? Жизнь такая — селяви. А все же в ней бывают Прекрасные моменты, Когда поют в Терлецком парке соловьи. Картина современности будет написана точно – даже медицински точно – несколькими строками.
…Глобально прорастут сквозь пространство действительности верлибры Евгения Степанова, с сияющих ветвей которых осыпается серебряный снег ощущений и мыслей: всю жизнь я жил в одном большом городе
под названием «Земной шар» всю жизнь занимал одну должность должность человека что-то видел что-то сочинял печатался в двух журналах — «Читальный зал» и «Журнальный зал» когда писал стихи получалась проза когда писал прозу получались стихи В общем, будущее, предлагаемое журналом «Футурум АРТ» есть интересный вариант оного: куда более интересный, чем сулят нам избыточные технологии, ведущие к банальной стандартизации человека.
Александр БАЛТИН |