РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

 

Февраль 2022 г.

  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28      

Обзор поэтических подборок, опубликованных в журнале «Футурум АРТ», № 1, 2021


Будущее – цепочка ветвящихся дилемм: всегда неопределенно; будущее искусства – в такой же мере, как и всего; тем не менее, можно заглянуть в него, пребывая здесь и сейчас (тоже условное пребывание, конечно); можно заглянуть, чтобы услышать:

От поцелуя к поцелую
Порхают бабочки в саду
Порхают бабочки в саду
Порхают хао ду ю ду
Я помню первый поцелуй
Когда щека ее алела
Щека алела то и дело
Все губы — бабочки в саду
Сады под бабочками губ
Цветут цветут цветут цветут

Время Велимира Хлебникова, великого дервиша поэзии, пересекается со временем Константина Кедрова-Челищева, чтобы вспыхивали новые легкие знаки: порхающих бабочек, сокровенных моментов.
…Поэты некогда – довольно часто служили мишенями, поэтому:

Стрелять в поэтов – бессмысленно, однако война с пустотой, которую придется вести каждому, слишком серьезна, чтобы… говорить о ней всерьез.
О, совершенно иной мир представит Владимир Шемшученко, следуя линиям традиций:

Обшарпанный футляр, а в нем — аккордеон.
Потертые меха и клавиши живые.
У дома две сосны стоят, как часовые,
А прежде здесь стоял сосновый батальон.

Держу аккордеон, как дочку на руках.
Меня учил играть отец в беленой хате.
Отец мог умереть от раны в медсанбате,
Но выжил, чтоб сейчас остаться в дураках.

Мир конкретен, и оптика ясна, ювелирные стихи Владимира Шемшученко, вспыхивающие индивидуальными огнями, укоренены в действительности.

Будущее многообразно. Интонации Евгения Лесина, перевитые острыми ленточками иронии, входят в его сферы естественно:

Чертог сиял, я был разбит,
Я гладил все свои медали.
Вокруг свирепствовал ковид,
А в небе молнии сверкали.

И синий, в молниях, господь,
Следил за стрелками прибора.
Носился дух, дрожала плоть,
Пока мы ждали приговора.

Высокое и низкое: прикосновение к тайне тайн слишком сложно, хотя и столь манит поэта, и поэтому иронический взгляд необходим…
Он же, впрочем, помогает примириться с действительностью.

Цветные сны Светланы Еремеевой сложно двоятся и троятся, как отражения в пространных зеркалах времени, и образы, которые строит поэт, используя дар и опыт, точно играют вспышками своеобразных огней-молний:

В комнате бродят тени
Кобальтовые, синие, голубые…
Скользят в полутьме
Привидения…
Вибрируют сны цветные…

Стены превращаются
В реки…
Плавно текут в небеса…
В окна открытые…
В двери…
Из бездны
Гремит гроза…

Из бездны…

Все стихи добываются из оной: сверкая и переливаясь, звуча медитативно, наполненные тишиной…

…Разные цвета-цветы переливаются лепестками созвучий в поэзии Эвелины Щац: и острые углы нужны, чтобы резать читательское сознание, добывая кровь внимания к поэзии:

густой голос ночи
как деготь терпкий льется
серый янтарь в камине
серые утки готовятся,
вечные странницы, в путь!

Собирается будущее, связывается в узлы, вновь раскручиваются они, возникают новые.
Голос Нины Красновой отчетливо узнаваем: в нем четко даны, отчасти играя, но больше всерьез, переборы народного бытования, и… рязанский говорок послышится, и раскроется явь, принимаемая отчасти иронично, но всегда стойко:

Жизнь моя не в розах —
В стрессах и в неврозах.
   Но что же делать? Жизнь такая — селяви.
А все же в ней бывают
Прекрасные моменты,
   Когда поют в Терлецком парке соловьи.

Картина современности будет написана точно – даже медицински точно – несколькими строками.
…Глобально прорастут сквозь пространство действительности верлибры Евгения Степанова, с сияющих ветвей которых осыпается серебряный снег ощущений и мыслей:

всю жизнь я жил в одном большом городе
под названием «Земной шар»

всю жизнь занимал одну должность
должность человека

что-то видел
что-то сочинял

печатался в двух журналах —
«Читальный зал» и «Журнальный зал»

когда писал стихи
получалась проза

когда писал прозу
получались стихи

В общем, будущее, предлагаемое журналом «Футурум АРТ» есть интересный вариант оного: куда более интересный, чем сулят нам избыточные технологии, ведущие к банальной стандартизации человека.

Александр БАЛТИН