РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

 

Март 2022 г.

  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Олег Филипенко. Стихотворения «Пьета». М.: «Вест-Консалтинг», 2022


Настоящий сборник стихотворений Олега Филипенко – итог его сорокалетнего творчества. В книгу вошли четыреста стихотворений, первое из которых датируется 1980-м годом.  Человеческий опыт, передающийся в процессе литературной коммуникации, порождает запоминающуюся систему образов.  Фольклорные интонации, близость к разговорной речи соседствует в этих стихотворениях со сложными философскими вопросами, образуя особенный художественный мир.
«Пьета» – в переводе с итальянского означает «сострадание», «сочувствие».  Человеческие качества автора открываются перед нами с первых же строк, с юношеской тетради. Вот, например, трогательный верлибр, написанный в далеком 1987 году:

я слышу звуки человеческого сердца
берущего верхние ноты
вздрагиваю
плачу вместе с ним
и ничего не могу поделать
ничего с чужими сердцами
                           которые
вряд ли доживают до ноты ми

Во всех уровнях художественного целого отражается человечность автора. Хороший перед нами человек, цельный.  Авторская индивидуальность и то, что литературоведы называют «лирический герой», у Олега Филипенко неразделимы. Он ничего не выдумывает. Это хорошо заметно читателю и было сформулировано Кириллом Ковальджи, который высоко оценил нерасторжимость человеческого и художественного в авторе: «…так называемый “лирический герой” совпал с данным живым человеком со всеми его плюсами и минусами»:

а когда я люблю женщину мне хочется верить
что сердце вырвавшееся из горла
                        и спрятавшееся за горизонт
так безрассудно
не только потому что она красивая

Гуманно звучит, не правда ли? Внешность, конечно, важна, когда нужно привлечь внимание, очаровать другого.  Заинтересованность – начало влюбленности. Но влюбленность – это еще не любовь, это первый шаг к ней. Удивительно, что в наше время поэт рассуждает на эту тему деликатно, не смакуя пикантных подробностей. Тема-то непростая, не каждый, даже умудренный опытом человек, отличит «солнечный удар» от настоящего чувства, по крайней мере, в начале отношений.  Между тем, распознать начало любви возможно, если внимательно к себе прислушиваться, как это делает лирический герой Олега Филипенко. Любовь стабильна. Она не уходит и не уменьшается из-за мелких разногласий, не лопается, как мыльный пузырь, при первых проблемах.
А еще бывает так, что человек долго-долго один, и грустно ему, и мается, а вышел погулять – и прошел мимо кто-то счастливый и влюбленный. Ну вот как тут не позавидовать?..  И лирическому герою Олега Филипенко ничто человеческое не чуждо. Но его спасает честная рефлексия. Надо отдать должное автору. Девочке, сидящей у моря и поющей о своей радости, он, в итоге, желает всего наилучшего, понимая, отчего всколыхнулась в сердце зависть:

Но я желал ей счастья и любви,
потому что самому этого очень не хватало,
и вот я шел дальше и думал,
что юность прошла, а у девочки все впереди.

Чем ближе к эпилогу, тем чаще всплывает тема утомления от жизненных тягот, однако, большой трагедии по этому поводу автор не описывает. В стихах Олега Филипенко мы находим смирение с неизбежным: человек бывает слаб, что поделаешь… Стихотворение «перестроечного» периода недвусмысленно дает понять, что «есть еще порох в пороховницах», а тяжесть пережитых разочарований – отнюдь не повод обозлиться на мироздание:

Ах, опыт — тяжкая обуза!
Ах, люди... полно упрекать.
Мы их прощаем, правда, муза?
На них не стоит уповать...

Совершенно верно. Когда человек надеется на других, он не только не доверяет Богу, он и на себя-то положиться толком не может. Судьбу привыкшего уповать на людей описывает пророк Иеремия: «Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой» (Иеремия 17:6). Олег Филипенко развивает эту тему как бы шутя, с ощутимой долей снисходительности.  Некое юродство, игра, свойственная автору, позволяет ему производить парадоксальные смыслы как бы из ничего. Так, обращаясь к плачущему ребенку, он напутствует нас с вами: времени у нас осталось гораздо меньше, чем мы воображаем. Да и малец-то разревелся из-за пустяка. Пространство и время внезапно распахиваются, и мы проваливаемся в пугающее осознание конечности жизни:

Я не плакал лет уж тридцать
или, может, двадцать пять.
А тебе еще жениться,
а потом и умирать.

Правда, что ли не плакал? Так мы и поверили…  Прямота этого высказывания вкупе с очевидным преувеличением ломает читательский стереотип: плачущего утешь. Да как так-то?.. Да это ж ребенок, а вы тут ему, уважаемый автор, про высшие материи… но под конец стихотворения проникаешься сочувствием к говорящему столь жестко «железному дяде»:

Посмотри, как кружит птица
по осеннему двору.
Я не плакал лет уж тридцать.
Впрочем, может быть, и вру…

Просто слез его никто не видел.  А что скрыто от посторонних, то как бы не существует. И все стихи в этой книге такие – пробуждают сострадание то к автору, то к персонажам, которых он описывает. Недаром сборник называется «Пьета» – по имени знаменитой скульптурной композиции, в которой Дева Мария оплакивает распятого Сына. Книга Олега Филипенко подсказывает нам: что бы вы в жизни ни сделали, главное – стало ли кому-то после этого светлее или нет.

Ольга ЕФИМОВА


От редакции «Читального зала»:


В полном объеме рецензия Ольги Ефимовой на книгу стихов замечательного поэта Олега Филипенко будет напечатана в журнале «Дети Ра», № 2, 2022 и газете «Литературные известия», № 3, 2022.