Новости авангардных событий культурной жизни
Март 2022 г.
Поэтические огни журнала «Литкультпривет!», № 4, 2022Тонко почувствованная Евгением Степановым ситуация современной жизни – все меньшее и меньшее участие в ней души – находит воплощения в строках афористичных и жестких, страшных своей констатацией:
И снова брат идет на брата,
Горят степные ковыли. Душа персоною нон грата Летит с обугленной земли. Невероятно, но это стихотворение написано в Киеве много лет назад, в 2005 году. То есть поэт уже тогда предвидел нынешнюю трагическую ситуацию и написал о ней. Но поэтов, увы, никто не читает и не слушает. А надо бы…
Евгений Степанов идет дорогой своеобразного поэтического аскетизма: максимум смысла, емкость мысли, афористичность красоты, и результаты его неустанного поэтического движения получаются весьма впечатляющие. Единство человечества как уникального организма ощущается поэтом на уровне таинственных пульсаций, должных быть основными в жизни, а вот поди ж ты… В каждого из нас летит снаряд.
И сирена воет, как зверюга. Бесы очумевшие хотят, чтобы мы калечили друг друга. Николай Ерёмин обладает узнаваемым поэтическим почерком: веревочно закрученный, где слово порой является строчкой, стих, пропитанный метафизикой и иронией… Вероятно, если оставить только первую, поэзия соскользнет в бездны мрачности, калечащие душу:
Позади –
Отведанное, Видимо-невидимое… Впереди – Неведомое Или непредвиденное… Есть в поэзии Николая Ерёмина и веселое лукавство – очевидно, помогающее примириться с жизнью, плещущей вокруг; что ж, терапевтический эффект – важная составляющая поэзии.
Очень открытые миру стихи Сергея Прохорова нежно переливаются на солнце духа, радуя и печаля, давая картины столь же естественные, сколь показанные через неповторимость индивидуальной поэтической оптики и акустики: Утром дождичек прошел
По деревне нагишом, Приставал ко всем подряд: От прохожих до оград. Меж дворами в пляс пустился, Во все стороны пролился. Млели крыши и кусты От небесной чистоты. Именно упомянутая чистота, насыщая стихи поэта, позволяет видеть жизнь в многокрасочности – той, что побеждает черный цвет, столь ныне густо использованный в палитре социума.
Поэзия Валерия Румянцева легка и воздушна, часто используется короткая строка, но мысли, передаваемые через ощущения, тяжелы, увы: Порвалась связь времен.
Кружат осколки лет. Какой аттракцион! Жаль, зрителей здесь нет. Но… воробьи по-прежнему купаются в пыли: значит жизнь продолжается!
Воробьи купаются в пыли –
Значит, душ небесный будет вскоре. Мягкий запах высохшей земли Сменится на чистый запах моря. Продолжается, несмотря ни на что, на все каверзы политической погоды, и те, на какие горазда судьба.
Татьяна Солодкова стремится к максимальной емкости строки: подобное наполнение говорит о хорошем глазомере и жажде жизни, боязни что-либо упустить из таких колоритных многочисленных деталей и подробностей яви: Как спираль моя жизнь, что стремится отчаянно к небу.
С каждым новым витком отпадают случайные люди. Это те,кто лукавил не раз и искал мне замену, У кого на счету два десятка жестоко надломленных судеб. Весенние, лучистые, апрельские стихи Виктора Воловика согревают душу; и детской интонацией, и радостной возможностью пробежаться по лужам, и верой в будущую любовь, а значит – жизнь, жизнь:
Несет апрель обманы и приветы,
Осталась в прошлом лютая зима, А я в любовь не верю по приметам, Она найти должна меня сама! Есть жесткий упор – в понимание реальности – Юрием Трещелёвым, и обращение к казаку, слепо копирующему повадки и правила дедов, выглядит отчасти сурово, однако – резко-разумно:
Нет, казак, не в лампасах дело,
Не в фуражке с околышем красным. И копировать слепо дедов Буква в буковку – труд напрасный. Степь разольется мощно… Но маленький пруд, концентрирующий в себе столько жизни, достоин не меньшего внимания; и, стремясь вобрать как можно больше реальности в свою поэзию, Юрий Трещелев представляет стихи полнозвучные, насыщенные смысловыми оттенками.
Поэтический раздел 4 номера «Литкультпривета!» бодрит мысль и хорошо настраивает чувства; он продут крепким онтологическим ветром, и вспышки словесных огней не входят в противоречие с оным. Александр БАЛТИН |