Новости авангардных событий культурной жизни
Апрель 2022 г.
Евгений Степанов, «Аэропорт», М.: «Вест-Консалтинг», 2015Аэропорт – помимо красивой конкретики, представляет собой хороший символ: воздушного движения, соединения таких непохожих мест, для кого-то – счастья, а порою и горя; множественный, тугим цветком скрученный символ.
А вот стихотворение Евгения Степанова из книги «Аэропорт», услышанное на Сицилии, окрашено трагическими тонами, сквозь которые прорывается молитва, но… подумается вдруг… что если мальчик, изображенный в начале стихотворения, вырастет замечательным человеком? Запада плоть измочалена.
Желтый сгущается цвет. Мальчик, похожий на Сталина, Пишет автопортрет. Бес улыбается тщетно. Видно, что это бандит. Так притворяется Этна — Мол, утомленная, спит. Кроткий стою, как ягненок, Вижу наш мир без прикрас. Господи, дай нам силенок Выстоять в тяжкий час. Рифмованные стихи Степанова часто даются формулами строчек: столь они компактны, остро огранены, и сверкают смыслами, множащимися на различные ассоциации.
Тяжесть предчувствия давит: будто атмосфера сгущается, нет сил выносить ее, и пахнет, пахнет войной: и снова брат идет на брата
горят степные ковыли душа персоною нон грата летит с обугленной земли хандрит Майдан скорбит Мтацминда и новый рок берет разбег и улыбается ехидно какой-то странный имярек И… странный имярек – не персона ли из потустороннего мира, о котором как знали мало, так мало и знаем? Или какая-то третья реальная заинтересованная сторона (страна)?
Черная улыбка ехидства располосовывает плоть реальности. Точны картины расейской реальности. Ох, точны, не позавидуешь нам: воры воревичи
псы озверевичи там в верхах а дело — швах кому — откаты кому — заплаты Но возникает – «Надежда». Она, связанная с разными ощущениями, распускается богатством ассоциаций, и цветовое это, смысловое богатство словно ставит заслон унынию:
И бьет поклоны богомолец,
И сам себе твердит: «Не трусь!». И защищает Юнна Мориц От недругов Святую Русь. И новоявленный Рогожин, Из книги вышедший на свет, Р ы д а е т — мир небезнадежен. Хотя в нем слишком много бед. Гражданский нерв сильно бьется в этой книге Евгения Степанова: сильно, кроваво, напряженно, становясь – в конце концов – символом-одностишием, дающим портрет эпохи:
и зло тягается со злом
(Кстати говоря, об этом одностроке в свое время положительно отозвался легендарный поэт Геннадий Айги.)
Иное – фейерверк стихов о любви. Тут все иначе: и строго, и нежно, и безмятежно, и зыбко, и реально, и почти фантасмагорично: Ты меня ругаешь — да не строго.
Не желаю женщины иной. Ты — я знаю — заместитель Бога, Женщина, которая со мной. Ты меня и холишь, и лелеешь, Сырники готовишь и рагу. Ты меня и любишь, и жалеешь. Без тебя я точно не смогу. Раздел внутри книги «Женщина, которая со мной» согрет необыкновенно: и строки – словно светящиеся изнутри розоватым перламутром раковины, и каждое слово гудит океанической силой чувства.
А последний раздел книги составлен из верлибров. С серебристых ветвей осыпаются иголочки инея-смысла; ирония иных столь домашне-легка, что снова – никакого негатива: я человек космический
я человек комический я че и ты че Поэт тонко чувствует, где рифма необходима, где – будет пустой побрякушкой.
С «Аэропорта» Евгения Степанова можно улететь в самые разные края, познать горечь, испытать радость (есть и с такими названьями города или даже страны), и данный «Аэропорт» предлагает богато различные варианты интеллектуальных путешествий. Александр БАЛТИН |