РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

 

Апрель 2022 г.

  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

205 лет со дня рождения славянофила и поэта Константина Аксакова


Ах, бедный маленький Лизочек – так мал, так мал: будто ребенок, оставшийся без мамы, –  взрослый, ставший вдруг ребенком – от ее ухода…
Нежное стихотворение Константина Аксакова, ставшее песней, осталось в веках: чудное, детское.
Его поэзия – поэзия простоты и силы высказывания, до определенной степени декларации, отчасти прозаизированной.
Вместе с тем – стихи Аксакова цельны, будто сработаны из самородного камня:

Грустно видеть, как судьба порою
Человека беспощадно гонит;
Как он силы напрягает к бою
И опять главу печально клонит;
Как вся жизнь — невзгода да лишенье,
Как нужда с трудом не расстается,
И в немом и сумрачном терпенье
Человек с лихой судьбою бьется.

И сострадание – эта альфа литературы русской – каленой нитью пропущена через строки поэта.
Но он был разнообразен, стихотворение «Ёрш» свидетельствует об этом, тут ерш  –  символ определенного человеческого характера:

Телом мал, велик он духом
И точь-в-точь — Наполеон,
Даже, если верить слухам,
Не боится щуки он.

Аксаков написал довольно много: наследие его интересно читается и сейчас, хотя большим поэтом, сопоставляя его с подлинно большими поэтами девятнадцатого века, назвать Аксакова трудно; однако – сделанное вкупе, истовость веры в правду славянофильства, верность вектору, сочтенным истинным, дают фигуру кристальной ясности и поразительной цельности, предлагая образ человека, с которого можно брать пример.

Александр БАЛТИН