РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

 

Апрель 2022 г.

  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Мария Петровская. Поэзия и проза.
М.: «Вест-Консалтинг», 2022


Книга Марии Петровской «Поэзия и проза» – дар романтика, предпочитающего минор мажору. В наше время, когда из каждого утюга звучат призывы типа «будь проще», «живи на позитиве», грустный голос автора напоминает глас вопиющего в пустыне. Особый отклик в ее поэзии находит то, что несет в себе следы жизненных испытаний – ошибки, утраты, крушение идеалов. В душе лирической героини Марии Петровской размышления о любви порой рождают самые печальные настроения. Безнадежность. Обреченность. Разочарование, порождающее глухую тоску, как, допустим в стихотворении «Пепел надежды»:

Развалилось, что ты сотворила себе —
Монумент, пустотою зияя,
Оказался не тем, что приснился во сне,
Ярким блеском мишурным пленяя.

Казалось бы, читателю дается право назидательно погрозить пальцем: не стоит лепить себе кумиров, что называется, «из того, что было».  Но делать этого не хочется. Встречали ли вы когда-нибудь человека, который не питал бы иллюзий о своей жизни, не пытался бы «переиначить» прошлое и не мечтал о будущем? Во-от… Все мы испытываем определенные ожидания, а когда они рушатся, остается лишь развести руками и принять происходящее таким, каково оно на самом деле:

И под маской, вдруг снятой теперь,
Проступила другая... зачем же
Вновь пытаться собрать без потерь
Крохи идола, пепел надежды.

Кстати, обратите внимание: в стихотворении местоимение употребляется во втором, а не в первом лице. Когда вместо «я» звучит «ты», человек отделяет от себя собственные чувства и ощущения: это не мое, не со мной, это с другими, я лишь наблюдаю. Интересно получается: потребность выговориться сталкивается с желанием отодвинуть подальше горькие переживания. В результате стихотворение обогащается речевым парадоксом, вызывающим внутреннее напряжение.

Мотив разуверивания в лирике Марины Петровской достаточно силен. Она пытается разобраться в причинах этого состояния, мучительно раскладывает общее состояние разочарования на отдельные печальные составляющие. В стихотворении «Читая Киплинга» звучат скорбные ноты:

Ты не знала: знакомый предаст,
Друг забудет о дружбе с тобой.
Предсказанием был скользкий наст,
Что не скоро растает весной.

Однако это острое состояние сглаживается под воздействием нарочито простой, но бесконечно глубокой мудрости, которая никогда не устареет. Авторская индивидуальность поддерживается ссылкой на мощный авторитет: Петровская отсылает нас к бессмертному «Если», в котором подчеркивается важность оставаться собой в любой ситуации, сохранять самообладание при успехе и неудаче:

Что же делать? Открой те стихи:
Ты когда-то о чем-то мечтала…
Вытри кровь, залечи синяки.
И, как в «Если», начни все сначала!

Это как раз то, что отличает взрослую женщину от юной девушки.  Она способна взять себя в руки. Безответная любовь, неудачные отношения не затянут ее в липкое болото депрессии. Ей уже приходилось сталкиваться с большим количеством неурядиц и тревог, так что она умеет восстанавливаться. Ну ладно, не вышло в этот раз, попытаем счастья снова. Здесь-то и прорывается ее характер: вопреки жизненным потрясениям лирическая героиня Марии Петровской четко определяет для себя, что будет в ее жизни, а с чем она согласиться не может:

И вот читая вновь свои стихи,
Такие мысли грустные ловлю:
Они так чудно искренни, легки,
Но, кажется, я больше не люблю.

Полюбив, женщина становится по-детски уязвимой. Когда же чувства остывают, она удивленно оглядывается назад: что это было?..  И что тут поделать? В данном случае – ничего, само прошло. У меня, правда, смутные сомнения относительно этого «люблю» – что ж это за любовь такая, если прошла? Впрочем, что было, то было.  Главное – отлетело, отболело, улеглось.  В жизни этой женщины случались более драматичные ситуации:

Не вырваться — запутаешься крепче.
О, кто же Вы? И что я Вам, молю —
Пустите — или сделайте плен легче —
Нет ненавидеть сил: зачем я Вас люблю?

Совместимы ли любовь и ненависть?.. За этим вопросом кроется желание спрятаться от боли, которую не получается унять иными способами. То есть не убежать от конкретного человека, а изменить его отношение,   сложившуюся ситуацию… И здесь, вообще-то, есть ответ на вопрос, другое дело, что отвечать женщине придется только самой за себя. Сострадая лирической героине Марии Петровской, читатель (скорее, читательница!) может пересмотреть и свои упования на будущее: нет ли там нереалистичных ожиданий?

Как же сложно писать о любви…  Что ни скажешь, очень легко скатиться в невротический трагизм или вопиющую банальность. Остается одно – говорить честно. Вот так я чувствую и никак иначе. Или, к сожалению, не чувствую уже почти ничего. Или не желаю больше чувствовать.  Кроме стихотворений, эта книга содержит в себе прозу, статьи, в том числе – на английском языке. Именно отчаянная лирика автора, к великому сожалению, уже покинувшей этот мир, вызывает у читателя желание вчитаться в написанное прозой. И даже, не владея иностранным языком, сказать: возможно, и непонятная мне речь содержит столько же сильных эмоций, ибо красиво звучит. Книга Марии Петровской дает возможность каждому человеку задуматься о том, что нужно ему самому.

Ольга ЕФИМОВА

От редакции «Читального зала»:


В полном объеме рецензия Ольги Ефимовой  будет опубликована в газете «Литературные известия», № 5, 2022.

Редакция