РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

 

Апрель 2022 г.

  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Людмила Саницкая. Белой скатертью дорога… (Однокурсники).
М.: «Вест-Консалтинг», 2021


Советская молодежь легендарных 1960-х. Поколение детей войны, с колыбели закаленное тяжелыми жизненными испытаниями и сумевшее, несмотря на все трудности, сохранить неиссякаемый оптимизм и жажду свершений. Поколение, которое, прорываясь сквозь тернии к звездам, сумело остаться в истории советского периода как самое свободное, творческое, созидательное. Оттого и не угасает, спустя столько лет, огонек памяти о тех временах, атмосферу которых ностальгически описывают одни и с интересом, посредством чужих воспоминаний, впитывают другие, времени того в силу возраста уже не заставшие.
Перед нами как раз такая книга воспоминаний. В прошлом врач высшей категории, а ныне – состоявшийся литератор, известный прежде всего своим поэтическим творчеством, Людмила Николаевна Саницкая рассказывает о временах своей юности, когда она в конце 1950-х приехала из украинского города Сумы в Москву поступать на педиатрический факультет 2-го Московского медицинского института имени И. В. Сталина, еще в период ее учебы переименованного в честь знаменитого хирурга Н. И. Пирогова (ныне это РНИМУ имени Н. И. Пирогова). Вместе с автором мы попадаем в сердце старой столицы, которой тогда суждено было стать для юной провинциальной девушки вторым домом: «Москва была грандиозной. Магия столицы завораживала и притягивала. Возможность учиться здесь, в главном городе Советского Союза, была тем счастьем, о котором мечталось в послевоенном полуголодном детстве. Медицина представлялась благороднейшим служением науке. Мечта становилась явью».
Вместе с Людмилой Саницкой мы переживаем трепет первого соприкосновения с бытом старой московской интеллигенции в доме приютившей студентку родственницы подруги. Зачитанные тома обширной домашней библиотеки, пластинки с голосом Лемешева и знаменитыми ариями из опер, комфорт обустроенного городского жилища… А затем – переезд в свежевыстроенное общежитие на Бутырском хуторе, прозванное «Зеленым домом», в котором, может быть, было совсем не так удобно и просторно, как в квартире чопорной московской интеллигентки, но зато именно здесь протекала подлинная студенческая жизнь, о которой теперь можно с теплотой вспоминать.

Альма-матер, альма-матер,
легкая ладья.
Белой скатертью дорога
в ясные края…

– пел популярный советский бард Виктор Берковский, и эта простая мелодия не зря стала лейтмотивом мемуаров Людмилы Саницкой. Персонажи ее документальной книги «не боги и не герои», да и научные вопросы из области медицины в мемуарах автора не затрагиваются. Книга всецело посвящена человеческим взаимоотношениям и населена портретами самых обыкновенных советских студенток и студентов, которые наверняка покажутся знакомыми каждому, кто принадлежит к тому же поколению «шестидесятников». Однако в них, этих простых советских парнях и девушках, очень много молодой энергии, тяги к свершениям, надежды на ту самую дорогу, что белой скатертью простиралась перед ними от дверей мединститута в, казалось, безбрежное светлое будущее, где их ждет «благородное дело врачевания». «Хотелось туда, где интересно. Например, в Новосибирский Академгородок или на Крайний Север или хотя бы на целину. Никто не грезил Москвой и не искал выгодного замужества. Такие были времена…», – вспоминает автор.
Людмила Саницкая в деталях выводит облики и характеры своих соседок по комнате, как и она, перенесших тяжёлую болезнь, которая в ту пору досталась многим в наследство от войны – туберкулез. В туберкулезном отделении она знакомится и с будущей лучшей подругой Ниной, воспоминания о которой занимают в книге самую объемную главу. Студенты меда учатся, проходят практику, проводят за зашторенными окнами модные в то время спиритические сеансы с вызовом «духа Наполеона», которому отчего-то ведомы дела сердечные и результаты будущих экзаменов, и, конечно, влюбляются. Каждого значимого героя своих воспоминаний Людмила Саницкая «ведет» до конца, выходя далеко за пределы институтских лет, раскладывая перед нами перипетии личных и профессиональных судеб и таким образом в развитии давая характеристику представителям своего поколения, менявшимся под воздействием нового времени. Так, например, через лучшую подругу Нину, одну из центральных фигур повествования, автор рисует портрет роковой красавицы, которая довольно легко меняет и ломает чужие судьбы, следуя зову изменчивого сердца, но в итоге так и не находит в жизни умиротворения, несмотря даже на внешнее благополучие – дочь, внучка, правнучка, близкий друг… И короткая встреча после многолетнего перерыва поучительно демонстрирует результат суетных метаний в поисках лучшего: «Я ожидала встретить пожилую элегантную даму с обычным для Нины выражением превосходства и вежливой снисходительности. А увидела маленькую сухонькую старушку в спортивном костюмчике и со скандинавскими палками в руках…».
В целом можно сказать, что это лишь условно – воспоминания о мединституте. Скорее это размышление о людях. Об их судьбах, желаниях и надеждах – в чем-то, как и у всех, несбывшихся. А еще – о неизбежных метаморфозах, связанных с естественным ходом времени. Как и каждый из нас, Людмила Саницкая вспоминает тех, кто ее окружал в молодости, анализирует, сравнивает свой жизненный путь с «белой скатертью дороги», по которой шли ее однокурсники. С кем-то из этих людей пути автора давно разошлись, кого-то уже нет в живых, а кто-то остается рядом до сих пор. «Встреч становится все меньше, друзья и коллеги уходят. Но воспоминания… Воспоминания не уходят, и появляется необходимость рассказать о людях и обстоятельствах такой длинной и такой, как оказалось, краткой и по сути прекрасной жизни», – поясняет она.
Так стоит ли писать мемуары, если ты не широко известная, публичная личность и книга твоя не посвящена «прогремевшим» общественным деятелям? Конечно, стоит. Ведь это взгляд на время и людей «изнутри», глазами очевидца той эпохи, которая ушла, но которая должна остаться. А значит, каждое свидетельство о ней пополняет драгоценную копилку нашей общей истории.

Марианна МАРГОВСКАЯ
кандидат философских наук

От редакции «Читального зала»:

В полном объеме рецензия Марианны Марговской будет опубликована в газете «Литературные известия», № 5, 2022.

Редакция