РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

 

Июнь 2022 г.

  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Обзор журнала поэзии «Дети Ра», № 3, 2022


Солнце не гаснет: поэзия не прекращается…
Сочетая математический расчет и фантазию, ощущения – тончайшие, как золотые нити, и конкретику мест земного бытования Сергей Бирюков рисует портрет мира, в котором отражается вселенная:

Траурный марш
вас не вдохновляет.
Но если другая
музыка не звучит,
если путей иных не зная,
ты, музыкой объемлемый,
и все же молчишь...

Все зеленое — зеленеет,
как бы само собой,
без усилий.

Итак, он идет
по дороге, итак, он летит
по дороге,
и пыль
не касается
его одежд.

Поэт разворачивает своеобразные мистерии: конкретики, духа, солнечного света; и внезапный полет, вдруг оборачивающийся реальностью, становится тем перлом пространства, которое оно не сможет отрицать.
…Мускульная сила поэзии Сергея Попова велика; используя оную, поэт скручивает стихи туго, как гнезда, и смыслы, наполняющие их, переливаются различными оттенками – то радужного свойства, то мерцания антрацита:

Зол окончательной злостью,
весел до полной беды,
кистью и высохшей костью
блещет в стакане бурды.

Линии следуют мимо,
рушатся краски на дно.
Изображение мнимо,
в трещинах все полотно.

Нечто таинственно-тревожное поднимается за сценами стихов, и, отражаясь в сознании читающего, заставляет его работать на новых оборотах.
Интересные наблюдения, облеченные в поэтическую форму, предлагает Дмитрий Тюпа:

Одни глаза испепелят,
Другие дарят рай нетленный…
В каких мирах, в какой вселенной
Остался твой застывший взгляд?

Недосягаемо близка,
Непоправимо безупречна,
Ты можешь ищущих обречь на
Скитаний темные века.

Зеркало ли души – взгляд, глаза?
Или сознания?
…Ответ не следует искать в поэтическом действе, но можно следить за плавным разворачиванием стягов стихов, кратких, как правило, со сложными иероглифами смыслов, нанесенных на них…
Журнал «Дети Ра» (главный редактор-издатель Евгений Степанов) подразумевает прекрасное разнообразие; именно амплитуда поэтических возможностей различных поэтов и говорит о силе современного художественного слова.

Виктория Мамонова предлагает отчасти детский взгляд на мир: фантазийный, удивленный, чудесный:

Одуванчики и осы,
что вам снится?
— Колесница;
большелицые колеса
на износе
вопрошают о покосе,
да земля молчит...

Ветер вспыхнул раз
и в траве погас.

Борис Борукаев дает стихи и сюжетно-метафизические, и краткие –   точно острая биссектриса рассекает пространство – ради крови мысли, что потечет в ум читающего стихи:

Звонких жаворонков перекличка.
Дом, которому стукнул век.
На воротах висит табличка:
«Осторожно! Злой человек».

Каждый верен своей причуде.
Может, вовсе он и не злой.
Может, просто желает, чтоб люди
не смущали его покой.

Зажигается притча, о добре и зле, о двойственности мира, об амбивалентности отношения почти ко всем явлениям, данным внутри него.
Поэзия Андрея Щацкова – от классических корней, от сильных традиций, от трагедии и рока русского слова, но и – от счастья, узнанного на земле, данного через сияющие созвучья:

Туманится даль предвечернюю мглою.
Смыкается ночь над душою бездомной…
Лишь голуби кружат опавшей листвою.
Лишь омуты глаз все черней и бездонней.

И будут снега от Покрова пластаться,
И плакать капелями в день Евдокии.
И встретиться вновь тяжелей, чем расстаться,
Чтоб стужей дышать на просторах России.

В недрах поэзии Шацкова хорошо дышится, ибо и сама она наполнена чудесным воздухом, пронизанным шатровым светом, сияющим…
От кратких верлибров Михаила Кузмина иногда становится страшно:

Самая большая
коллекция рифм
к слову «ад»…
Интересно,
кто ею владеет?

В большинстве его верлибры: воплощенная мысль, и каждая строчка-грань выверена и отшлифована.
Стихи Александра Габриэля – напротив – не мыслятся без рифмы: она играет и смыслоорганизующую, и соединительную роль, она живет органично – как развивается в свободном полете дыхания стих:

И длилось детство, чистое, как горница,
хоть были там бессонница, бескормица,
обломки недостроенных мостов...
Но время, как буденновская конница,
ворвавшаяся с гиканьем в Ростов —

оно не назначает вам свидания,
оно взрывает сваи мироздания,
взметая ввысь улегшуюся пыль,
и возвращает счастье и страдания —
весь старый стиль, годящийся в утиль…

Нюансы, детали и подробности мира сочетаются в превосходном калейдоскопе: вспыхивая оттенками, предлагая новые и новые варианты постижения яви.
…Своеобразие современного одиночества интересно: с огнем юмора и мерой метафизики – портретируется Вячеслав Харченко:

Обо мне помнит только Сбербанк.
Обо мне помнит только МТС.
Обо мне помнит только Мосэнерго.
Обо мне помнит только магазин «Пуховик».
Обо мне помнит только мэр Москвы,
СМС, электронные письма и вайбер.
Я умру рано утром в пустой квартире
N-ого июля N-ого года.

Что ж, хроника жизни современного человека – учитывая все более разрастающийся глобальный человейник и все энергичнее развивающиеся технологии, иссушающие душу, действительно специфична…
Поэзия, однако, альфой своего существования, солнечностью своей противостоит вселенскому мраку; и новый номер журнала «Дети Ра» хорошо подтверждает это.

Александр БАЛТИН