РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

 

Май 2023 г.

  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Неукротимый Яр. К 110-летию Ярослава Смелякова


Судьба терла его в шероховатых ладонях, будто стремясь превратить в пыль.
Но он – выжил.
…В начале стихи идут густо, обильно, написанные… практически юношей, потом – обрыв: два стихотворения, созданные в 1935 году…
Он был подвергнут репрессиям до 1938 года.
Затем будет финский плен, после освобождения из которого последует очередное заключение…
Такая вот своеобразная тишина…

Тихо прожил я жизнь человечью:
ни бурана, ни шторма не знал,
по волнам океана не плавал,
в облаках и во сне не летал
Но зато, словно юность вторую,
полюбил я в просторном краю
эту черную землю сырую,
эту милую землю мою.
Для нее ничего не жалея,
я лишался покоя и сна,
стали руки большие темнее,
но зато посветлела она.

В общем, в спокойной гармонии мудрого стихотворения есть намек на бессчетность злоключений: лишился покоя и сна… стали руки темнее…
Но – сам лад стиха говорит о такой силе духа, что и земные мытарства, выпавшие на долю Ярослава Смелякова (близкие его назвали Яр), будто естественное продолжение счастья бытования на земле.
Какое золотое сияние лучится от «Манон Леско» – в исполнении Смелякова:

Много лет и много дней назад
жил в зеленой Франции аббат.

Он великим сердцеведом был.
Слушая, как пели соловьи,
он, смеясь и плача, сочинил
золотую книгу о любви.

Словно и в такой – страстно-изломанной, тяжестью любви придавленной книге – есть своя гармония…
Необыкновенная цветовая гамма мира влекла Смелякова, словно стремился разгадать он код оной, восприняв суммой, квинтэссенцией гамму, предлагаемую Крымом:

Красочна крымская красота.
В мире палитры богаче нету.
Такие встречаются здесь цвета,
что и названья не знаешь цвету.

Звук играет, словно представляя собой определенные варианты яркости и контрастности.
Драгоценный звук.
Была в поэзии Смелякова и особая простота, используя которую он живописал людей, показывая, как жизнь проходит сквозь них, оставляя сложные следы…
Он прекрасно делал стихотворные портреты – с мускульным нажимом, жестко и точно; и легкая, акварельная наивность хорошей девочки Лиды согревала души поколений…

Александр БАЛТИН