РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

 

Август 2023 г.

  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Обзор журнала «Дети Ра», № 5, 2023


Евгений Минин, более известный как пародист, выступает в данном случае, как поэт, открывая 5 номер журнала «Дети Ра»:

Не смотрю новые фильмы — от них боль и грусть.
Не смотрю старые фильмы — знаю их наизусть.
Не слушаю новые песни — болит от них голова.
Не слушаю старые песни — помню все их слова.
Не смотрю телевизор — знаете все — почему,
Не включаю радио — его слушать страх одному.
Включаю рассвет лишь и выключаю закат.
Вот так меня утешает небесный кинопрокат.

Интересно сплетаются в орнаменте стихотворения ирония и стоицизм, мудрость отказа от внешних раздражителей в пользу внутреннего постижения себя, расшифровки собственного «я».
…Рвутся цепочки звуков, предлагаемые миру Сергеем Бирюковым: рвутся, оставляя впечатление целостности, свидетельствуя о неустанной, противоречивой, алхимической работе души, и, дар не зарывая в землю, поэт словно поднимается в безвестные миры, открывая коды их существования:

В пути
            находим путь
в песке —
                 дорогу.
На языке живом
учился слогу.

Дрожала ртуть.

Как будто крошки табака
в кармане,
вот столько
оставлено надежды
нам,
бредущим без дороги
по волнам.

Развиваются ленты верлибров Лилии Газизовой, ленты, испещренные иероглифами бытия, где неожиданная деталь, например, появившаяся внезапно музыка, оказывается детонатором внутреннего взрыва, производящего стихи:

Когда в воздухе
Анатолийского декабря
Повисает тема Лары,
Это застает врасплох.
И оказываешься не готова
Ни к тахикардии,
Под которую маскируется
Сердечная смута,
Ни к жизни самой,
Перед которой предстаешь
В очередной
Не запланированный раз
Голой —
Без одежд
И без слов.

Сложно — с абсурдом (в качестве персонажа) и философией света, свечения — развернется стихотворение Евгения Степанова, открывающее подборку поэта:

Человек-свечение — мишень
Для чертей, сулящих люксы… ада,
Для какой-нибудь крутой Ми-Шесть
И для беспощадного Моссада.

Человек-свечение на скит
Смотрит — и не может скрыть восторга.
Человек-свечение парит,
А молва казнит его жестоко.

Вспыхивает столь неожиданная составная рифма (урок—Гуро к) в стихотворении, объединяющим непритворной естественностью дыхание прошлого с настоящим:

Июнь и юность, и урок
Дер-ев, читающих книгуру.
И Леночка бежит Гуро к
Родному Велимиру, гуру.

Летит за счастьем стрекоза,
Путевку в новый век желая.
А в травах прячется гюрза,
Змеюка злая.

Скороговоркой, метафизическим захлебом, теснотой жизни, нагромождением всего звучат стихи, записанные, как проза, без строфического членения:

самолет как маршрутное такси в кармане разные деньги доллары рубли гривны кроны я не знаю где окажусь завтра в каждом городе и стране как выясняется меня кто-то ждет и кто-то согреет своим теплом я уже нигде никогда не осяду видимо потому что у меня нет большого таланта а значит и нет необходимости сидеть на месте и кропотливо день за днем писать жизнь сложилась так как сложилась за себя не страшно все свои болячки я захвачу на тот свет из окна машины я увидел сегодня красивые киевские дома ледяные подмосковные сугробы и маленького московского мальчика который что-то говорил своей бабушке но я не понимал что

Ком жизни катится, сильно пестрея. Собьет ли он человека?
Или обогатит новым опытом?

Современность и вечность сочетаются в поэзии Андрея Недавнего, своеобычно трактующего чувства и явь:

Остались вишня да тутовник,
Срубили пару тополей
Там, где когда-то я, любовник,
Ходил к красавице своей.
Асфальт раз пять перестелили,
Сменил хозяев магазин.
И мы друг другу все простили,
Закрыв на ключик клавесин…

Железные ритмы Анны Долгаревой опаляют сознание:

И бас молитвы православной,
И северный неяркий свет,
И рыжий кот, идущий плавно,
И мха податливый вельвет.

Как узнаваемо и странно —
Скрипит рассохшийся барак,
И рядом с этим несказанным
И ты дурак, и я дурак.

Уплотненная ткань: таковы произведения Михаила Гундарина, включающие так много подробностей яви, что тесно от них, но это хорошая теснота — все вбирающая, открывающая подлинность плазмы вещей:

Хорошо стать вот этим шофером
35 лет одет в футболку и шорты резиновые шлепанцы жарко же —
шофером
вон того маленького грузовичка (развозка фруктов, лимонада, печенья по киоскам)
праворульного, тупорылого, ростом с две больших собаки
— шофер (он же и экспедитор, а грузовичок в аренде, захочет выкупит, а не то накопит денег и приобретет новый)
— шофер
захлопывает трапецевидную дверцу
идет за пивом возвращается с большой пластиковой бутылкой
открывает дверь кладет на сидение бутылку садится сам
это летний вечер

Вспыхнут пестрые огоньки палиндромов Бориса Гринберга; штудии и рецензии разнообразными фонарями мысли осветят происходящее в литературном мире.
В общем, номер, как всегда, насыщен и духовно, и интеллектуально питателен.
Читайте же, люди!

Александр БАЛТИН