2024-10-16 |
ОБОЗРЕНИЕ ЖУРНАЛА ПОЭЗИИ «ДЕТИ РА», № 5, 2024Парадоксально скручивает смысловые гнезда стихов Константин Кедров, открывая своим откровенно-проникновенным стихотворением новый (пятый) номер журнала «Дети Ра»; и парадоксальность порою может заставить шире посмотреть на действительность, раздвигая горизонты читательского восприятия:
Без неба я не существую
Когда о чем-то повествую Но небо это тоже люди Христос понравился Иуде Иуда нравился Христу За искренность и прямоту Учителей не предают Но по дешевке продают И Леонардо горевал Что ученик разворовал Но вороватый ученик В суть Леонардо не проник Учителя не продавал А потихоньку торговал… Льется небесно-земной стих, соединяя историю и современность, широко расходящийся дугами цвето-смысловых ассоциаций.
«Бабочки» Светланы Еремеевой замелькают зигзагами тайны, и стих, чеканящийся четко и нежно, возгласит: Белое. Красное. Желтое.
Воздух пронзительно-синий. Черные точки. Молнии. Зеленые. Золотые. Линии. Над иглами трав движение Легкое. Неземное. Прозрачное. Многоуровневое преображение Из куколки, из имаго… в бабочку. Геометрический портрет города вовсе не противоречит полету бабочек; напротив — легкость, присущая поэзии Еремеевой, позволяет преодолеть городские онтологические лабиринты, часто наваливающиеся невыносимой громадой:
Город — лабиринт камней
Разноцветный калейдоскоп геометрии Квадраты, кубы, пирамиды Под солнцем, дождем, ветром. …Преодоление смерти зажигается кратким верлибром Евгения Степанова:
Люди думают, что ты умерла.
Но мы с тобой знаем, что это не так. Ведь ты живешь во мне. На противоречиях строящийся мир Степанова часто перекручен болью, тем не менее — финальный выход стихотворения к свету предполагается почти всегда, а значит — безнадежности нет. Туго сплетаясь, строки свидетельствуют об этом:
— Грехи-и-стыд… Такая глыба,
Что сдвинуть очень тяжело. Убей меня — скажу спасибо, Когда стрельнешь — я не трепло. Грехи-и-боль. Юдоль. Утрата. Живу, себя во всем виня. Душа сама собой распята. Прошу тебя — убей меня. — Нет, не убью. Ведь не палач я. И ни в кого я не стрельну. Жизнь у тебя и впрямь собачья, Но выть не стоит на Луну. А стоит жить и верить в Бога, О личном горе не трубя, И полюбить других немного, И полюбить чуть-чуть себя. Сильные образы Константина Комарова зажигаются в сознании вариантами цветов зла, однако эстетика, филигранность стиха противоречат всякому негативу:
Глушит слух одинокое пенье
не заметившей лески блесны. Как гиены на запах гниенья, на усталость слетаются сны. Им привычка дана к темной пище, к монотонному злому труду, дух напрасно покоя в них ищет, словно жаждущий — воду в аду. Бархатно красиво прозвучит поэзия в исполнении Олега Михальского:
Черная бабочка-
смерть кружится в черном дыму бархата ночи: садится и пьет кровь мою золотую поэта. Продолжается публикация романа-эпопеи Юрия Казарина «Немтырь».
Дневник Евгения Степанова — вполне художественное произведение, сочетающее отчет о пребывании на земле, юмористические всплески, вспышки размышлений, огни онтологического опыта. Обозрение литературных журналов, произведенное Павлом Щербаковым, и рецензии дают представление о широте и насыщенности литературных полей, раскидывающихся в России. И номер, как всегда, своею наполненностью свидетельствует о том же. Александр БАЛТИН |