2024-12-23 |
ОБЗОР ГАЗЕТЫ «ПОЭТОГРАД», № 11, 2024Зима в России роскошна, если переживешь, смешивая в ощущениях великолепие снежно-лепных пейзажей с чувством сквозного, онтологического холода, с трудом одолеваемого; об этом и речет, густо и плотно, стихотворение Андрея Ивонина, которым открывается ноябрьский номер «Поэтограда»:
Зима в России больше, чем зима.
Найти причину не сойти с ума, когда слепа, бела и невесома, кружась в нелепом танце, как в аду метет метель пять месяцев в году, не позволяя выбраться из дома. Сочно просыпаны словесным снегом самородные слова.
…Информация и реклама в газете всегда предельно деловиты и точны, и, информируя об определенных событиях, происходящих в литературных пределах, работают, как компас, указывая верное направление пути — читателю. Подборка Андрея Ивонина демонстрирует широкий спектр возможностей поэта, раскрывающихся, например, легким дыханием — при онтологической тяжести содержания: Переулков разбег,
да бульваров кольцо. То ли дождь, то ли снег, то ли ветер в лицо. Может сон? Или явь? Ледяная пыльца. По-пластунски и вплавь, но пройти до конца. …Пестро показывает замечательную чересполосицу жизни Пётр Гулдедава, пестро и сложно, разнообразно оформляя словесно столь таинственный феномен жизни:
От ветра в беспутной башке
Как будто трезвея отчасти, Таскаю в заплечном мешке Бродяжье случайное счастье. То в холоде я, то в огне. И славу познал, и бесчестье. И счастью, порой, как и мне, Совсем не сидится на месте. Всегда где-то рядом беда, Но, в прелести неотразима, Мигает мне с неба звезда Цыганского счастья грузина. Метафизическая тяжесть стихов Дмитрия Артиса — в содержательном аспекте — не нуждается в рифме. Поэзия, пропитывающая его стихи субстанцией тайны, раскрывается суммою деталей, образов, картин:
Две тысячи двадцать четвертый.
Россия. Санкт-Петербург. Средняя школа. Шестой класс. Предмет «Обществознание». Родители пожаловались на то, что учительница травмировала детей, показав на одном из уроков фильм о немецких концентрационных лагерях в период Второй мировой. Великой Отечественной. Точный трехгранник верлибра Евгения Степанова как нельзя лучше — емко и полновесно — характеризует современную поэтическую ситуацию:
Бывают стихи,
похожие на зашифрованную пустоту. Их становится все больше и больше. Евгений Степанов легко сочетает работу верлибра с панорамами регулярного рифмованного стиха, но в этом номере представлены только верлибры.
Минимум слов, афористичность, подлинность картины бытия: — Чем ты занимаешься?
— Болею. — А еще? — Страдаю. — А еще? — Люблю. — А еще? — Живу. Любовью к слову — в его поэтическом аспекте — лучится и номер, так изящно завершаемый литературным кроссвордом, составленным — по традиции газеты — Ольгой Ефимовой.
Александр БАЛТИН
|