2022-01-28 |
Поэтическая галерея первого номера «Зинзивера»Вышел № 1, 2022, замечательного журнала «Зинзивер». Как всегда, наши заметки – о стихах, опубликованных в номере.
Точно пойманные контрасты организуют поэтический текст – просто и жёстко, смачно и сочно: Я лил молодое вино
когда-то в прекрасные мехи: в глазах моих было темно, и губы шептали: «Навеки!» А после бесстыже клялись в любви неизменной до гроба... Стонала от хохота высь, и ныла от счастья утроба. Евгений Каминский так и строит поэтический свой дом – на контрастах, противопоставлениях, парадоксах, на совмещении, казалось бы, несовместимого: высот и низин.
Ибо – что дальше от утробы, чем высь, но связь между ними – пускай неочевидная – взрывается уже метафизикой. В этом плане Каминский – метафизический поэт. Метафизический иронист: Послали «на Луну» соседа
осознавать свою вину. Теперь у сына домоседа есть смысл часами на Луну глядеть, пытаясь обнаружить на ней присутствие отца. Но это, если тот снаружи, а не внутри или с торца. Свет, зажигаемый Светланой Еремеевой, противостоит худому, вложенному в человеческий состав… вероятно, изначально. Можно спорить, но нельзя не согласиться с результатами:
Мой свет
Гори… Живи В пульсирующей тьме Дробись как музыка Как брызги дождевые Я слушаю тебя В моей земной тюрьме Издалека скользи В ловушки световые Полосы мрачности чередуются со звёздно-лучевыми вкраплениями, и способность вслушиваться в свет – при условии перевода этого вслушивания в музыку – дорогого стоит.
Мир Еремеевой необычен: здесь может парить дом, а взлетающие голуби соседствуют с наутилусами виражей, и всё вращается, представляя пёстрый, смыслово и интонационно, насыщенный калейдоскоп. Традиционная словесная сила Владимира Алейникова разворачивается панорамами звуков, образов, метафор, тут гудение органа соседствует со скрипичными взмывами, а акварель ничуть не мешает тяжёлому, живописному словесному маслу: Неразменный неповторимый
радиолам хриплым в ответ птичий гомон пропахший дымом возлежит на вершинах верб. И звуки ликуют, перекликаясь, и неожиданность образа вспыхивает островом озарения.
Народный голос Нины Красновой связан и со сказовым ощущением, и с философией творчества, и с неповторимостью индивидуальных модуляций и обертонов, и с массою нюансов, делающих её поэзию столь привлекательной и насыщенной: Запряги Пегаса белой масти
Со своим особенным тавром. Творчество должно на первом месте Для поэта быть, не на втором. На втором, на пятом и десятом Все другое вечно быть должно, Это ясно даже и детятам, Это ясно детям даже, но Если по причине той и этой Ты нарушишь мест порядок, да? — Песенку твою считая спетой, От тебя сбежит Пегас тогда. Нечто от частушечного перебора и рязанского говорка, но – объединённых с глобальной темой всеобщности, с общим космосом человечества.
Прочно проворачиваются словесные жернова Яна Бруштейна, мелящие зерно звуков, чтобы просыпалась чистейшая смысловая мука: Поет ли поэт?
Он скрипит, как колодезный ворот. Пусть голоса нет, Только ритм его сердца распорот. Именно ритм – а не само сердце, именно так, а не иначе, и ритмы поэта дают привлекательно-прихотливо-индивидуальный рисунок.
Мудры и перезванивают бубенцами народности стихи Евгения Степанова, стихи, чья альфа – любовь: Все-то влезть норовим в заварушку,
Истребляя любовь на корню. Сколько можно калечить друг дружку? Это путь в никуда, в западню. Поэт интереснейшим образом дозирует иронию и метафизику, и результат вспыхивает неожиданным огнём, задевая читательское сердце.
Такова поэтическая галерея первого номера журнала «Зинзивер» за 2022 год, и галерею эту стоит посетить. Хотя бы здесь, в «Читальном зале». Александр БАЛТИН
|