РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

 
2022-01-28
 

 

Поэтическая галерея первого номера «Зинзивера»


Вышел № 1, 2022, замечательного журнала «Зинзивер». Как всегда, наши заметки – о стихах, опубликованных в номере.
Точно пойманные контрасты организуют поэтический текст – просто и жёстко, смачно и сочно:

Я лил молодое вино
когда-то в прекрасные мехи:
в глазах моих было темно,
и губы шептали: «Навеки!»

А после бесстыже клялись
в любви неизменной до гроба...
Стонала от хохота высь,
и ныла от счастья утроба.

Евгений  Каминский так и строит поэтический свой дом –   на контрастах, противопоставлениях, парадоксах, на совмещении, казалось бы, несовместимого: высот и низин.
Ибо – что дальше от утробы, чем высь, но связь между ними – пускай неочевидная – взрывается уже метафизикой.
В этом плане Каминский – метафизический поэт.
Метафизический иронист:

Послали «на Луну» соседа
осознавать свою вину.
Теперь у сына домоседа
есть смысл часами на Луну

глядеть, пытаясь обнаружить
на ней присутствие отца.
Но это, если тот снаружи,
а не внутри или с торца.

Свет, зажигаемый Светланой Еремеевой, противостоит худому, вложенному в человеческий состав… вероятно, изначально. Можно спорить, но нельзя не согласиться с результатами:

Мой свет
Гори… Живи
В пульсирующей тьме
Дробись как музыка
Как брызги дождевые
Я слушаю тебя
В моей земной тюрьме
Издалека скользи
В ловушки световые

Полосы мрачности чередуются со звёздно-лучевыми вкраплениями, и способность вслушиваться в свет – при условии перевода этого вслушивания в музыку – дорогого стоит.
Мир Еремеевой необычен: здесь может парить дом, а взлетающие голуби соседствуют с наутилусами виражей, и всё вращается, представляя пёстрый, смыслово и интонационно, насыщенный калейдоскоп.
Традиционная словесная сила Владимира Алейникова разворачивается панорамами звуков, образов, метафор, тут гудение органа соседствует со скрипичными взмывами, а акварель ничуть не мешает тяжёлому, живописному словесному маслу:

Неразменный неповторимый
радиолам хриплым в ответ
птичий гомон пропахший дымом
возлежит на вершинах верб.

И звуки ликуют, перекликаясь, и неожиданность образа вспыхивает островом озарения.
Народный голос Нины Красновой связан и со сказовым ощущением, и с философией творчества, и с неповторимостью индивидуальных модуляций и обертонов, и с массою нюансов, делающих её поэзию столь привлекательной и насыщенной:

Запряги Пегаса белой масти
Со своим особенным тавром.
Творчество должно на первом месте
Для поэта быть, не на втором.

На втором, на пятом и десятом
Все другое вечно быть должно,
Это ясно даже и детятам,
Это ясно детям даже, но

Если по причине той и этой
Ты нарушишь мест порядок, да? —
Песенку твою считая спетой,
От тебя сбежит Пегас тогда.

Нечто от частушечного перебора и рязанского говорка, но – объединённых с глобальной темой всеобщности, с общим космосом человечества.
Прочно проворачиваются словесные жернова Яна Бруштейна, мелящие зерно звуков, чтобы просыпалась чистейшая смысловая мука:

Поет ли поэт?
Он скрипит, как колодезный ворот.
Пусть голоса нет,
Только ритм его сердца распорот.

Именно ритм – а не само сердце, именно так, а не иначе, и ритмы поэта дают привлекательно-прихотливо-индивидуальный рисунок.
Мудры и перезванивают бубенцами народности стихи Евгения Степанова, стихи, чья альфа – любовь:

Все-то влезть норовим в заварушку,
Истребляя любовь на корню.
Сколько можно калечить друг дружку?
Это путь в никуда, в западню.

Поэт интереснейшим образом дозирует иронию и метафизику, и результат вспыхивает неожиданным огнём, задевая читательское сердце.
Такова поэтическая галерея первого номера журнала «Зинзивер» за 2022 год, и галерею эту стоит посетить. Хотя бы здесь, в «Читальном зале».

Александр БАЛТИН