РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

 
2022-03-02
 

 

Александр Балтин о литературных пародиях Иосифа Быковского


Интересно раскрывается еще одна ипостась творческого богатства Иосифа Быковского: в пародиях – жанре, обычно считающимся второстепенным, вспомогательным; однако Быковский и здесь вносит свои коррективы, сочиняя, например, пародию… на Евгения Степанова, поэта и главного редактора журнала, где он, Быковский, печатается:

        «Однажды он понял: он поэт.
        А значит, не имеет права врать.
        И больше не врал».
                               Евгений Степанов

Однажды я понял: я поэт-пародист.
А значит, должен писать пародии на поэтов.
Похоже, больше они (поэты) никому не нужны.

Смех, прорывающийся сквозь слезы; метафизика, преподнесенная в обертке пародии, точность определения времени, слишком удалившегося в технологически-прагматичном направлении от понятия «души», которое непременно влечет за собой явление поэзии, квинтэссенцией этой самой души и являющейся…
Ирония выше стеба, представляющего из себя низовые, слабенькие отголоски комичного; и Быковский, демонстрируя – с краткостью метафизического золота – оное качество, показывает, насколько подобная мера глубока.
А вот, скажем, подхваченная тема Николая Ерёмина:

«На краткий миг умнеют дураки…»
                           Николай Еремин

На краткий миг умнеют дураки –
Тогда стихов не пишут от руки,
Тогда стихов не пишут в ноутбуке
И забывают творческие муки.

Потом опять тупеют дураки,
От логики житейской далеки,
Строчат свои бессмысленные строки.
Поскольку дураки и недалеки.

Точность формулировок грустна, грань строки отточена.
Владимир Гандельсман, отличающийся чрезмерной, часто идущей в ущерб смыслу усложненностью стиха, подвергается нелицеприятному хирургическому анализу, и вновь строка Быковского блещет, как скальпель:

                    «Кто в собор,
                     а сброд гужом
                     по улице валит,
                     всполошен город,
                     рéбя, головы проломны,
                     хар-ря-ор,
                     нюбивайся мать,
                     Ваньке дурь повыбьют, чать,
                     вой погромный»,
                                            Владимир Гандельсман

Кто в собор, а я в журнал.
Я прославиться решил.
Помню, кто-то написал:
Дыр бул щил.

Я талантливый поэт,
Здесь любой бессмыслен спор.
Заумь – мой приоритет:
Хар-ря-ор.

Хар-ря-ор до добра не доводит: поверьте Быковскому.
…Он ловит характернейшее – и без зубоскальства, без злобы (всегда чрезмерной в литературном котле) делает тонкие пародии, так ярко дополняющее и без того значительное, постоянно уточняющееся и уплотняющееся наследие.

Александр БАЛТИН