2022-03-02 |
Александр Балтин о литературных пародиях Иосифа БыковскогоИнтересно раскрывается еще одна ипостась творческого богатства Иосифа Быковского: в пародиях – жанре, обычно считающимся второстепенным, вспомогательным; однако Быковский и здесь вносит свои коррективы, сочиняя, например, пародию… на Евгения Степанова, поэта и главного редактора журнала, где он, Быковский, печатается:
«Однажды он понял: он поэт.
А значит, не имеет права врать. И больше не врал». Евгений Степанов Однажды я понял: я поэт-пародист. А значит, должен писать пародии на поэтов. Похоже, больше они (поэты) никому не нужны. Смех, прорывающийся сквозь слезы; метафизика, преподнесенная в обертке пародии, точность определения времени, слишком удалившегося в технологически-прагматичном направлении от понятия «души», которое непременно влечет за собой явление поэзии, квинтэссенцией этой самой души и являющейся…
Ирония выше стеба, представляющего из себя низовые, слабенькие отголоски комичного; и Быковский, демонстрируя – с краткостью метафизического золота – оное качество, показывает, насколько подобная мера глубока. А вот, скажем, подхваченная тема Николая Ерёмина: «На краткий миг умнеют дураки…»
Николай Еремин На краткий миг умнеют дураки – Тогда стихов не пишут от руки, Тогда стихов не пишут в ноутбуке И забывают творческие муки. Потом опять тупеют дураки, От логики житейской далеки, Строчат свои бессмысленные строки. Поскольку дураки и недалеки. Точность формулировок грустна, грань строки отточена.
Владимир Гандельсман, отличающийся чрезмерной, часто идущей в ущерб смыслу усложненностью стиха, подвергается нелицеприятному хирургическому анализу, и вновь строка Быковского блещет, как скальпель: «Кто в собор,
а сброд гужом по улице валит, всполошен город, рéбя, головы проломны, хар-ря-ор, нюбивайся мать, Ваньке дурь повыбьют, чать, вой погромный», Владимир Гандельсман Кто в собор, а я в журнал. Я прославиться решил. Помню, кто-то написал: Дыр бул щил. Я талантливый поэт, Здесь любой бессмыслен спор. Заумь – мой приоритет: Хар-ря-ор. Хар-ря-ор до добра не доводит: поверьте Быковскому.
…Он ловит характернейшее – и без зубоскальства, без злобы (всегда чрезмерной в литературном котле) делает тонкие пародии, так ярко дополняющее и без того значительное, постоянно уточняющееся и уплотняющееся наследие. Александр БАЛТИН
|