РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

 
2012-07-09
 

 
«Литобоз»: Анна Гедымин

«Любовь похожа на гибель – именно гибель возвращает любви осязаемость…» - сказал Лев Аннинский в предисловии к новой книге стихотворений – избранных! – Анны Гедымин «Осенние праздники» (М.: «Время», 2012). И он же процитировал Инну Кабыш: «Анна Гедымин – это редкий, может, даже редчайший случай в русской поэзии: умение писать в состоянии счастья». Отчасти это правда, но лишь отчасти. Счастье – птица хрупкая, недолговечная, и только если это – счастье творчества, слова Кабыш совпадают с мироощущением автора. Но внутри собственно слов, между букв и – шире – строчек, даже между стихов и циклов (они собраны по годам и предыдущим книгам) – таится далеко не только счастье, а и – пережитая боль, боль тянущая, разъедающая, боль светлая, а также – слепки мира, зарисовки, попавшие в «объектив» поэта, все то, на что отозвалось ранимое, но сильное, чуткое и бережное сердце поэта.

Враждебная, с челкою черной
И взором – острее огня,
Считайте себя отомщенной:
Он больше не любит меня.

Он где-то, он – птица на ветке,
Его не удержишь в руках.
Уж месяц как смолкли соседки
Про губы мои в синяках.

Я знаю, бестактно…
Но вы же
Прошли до меня этот путь…
Как жить? – научите. Как выжить! –
Когда ничего не вернуть…

И если рождается ощущение чистоты, какого-то непонятного, пробирающего до нутра светлого чувства, не стоит забывать, на чем именно все это взращено, какие переживания, перебродив, отравив (возможно!) заставили сказать с такой вот искренностью, с такой глубиной. И понимаешь – она, другая, не отмахнется, а расскажет, возможно, приголубит. Они теперь на одной стороне, их страницы – прочитаны, а им… А что им остается, кроме как выживать?
Совершенно иная интонация и настроение у следующего стихотворения:

Будто видела – помню об этом дне:
Говорили: «Красные входят в город».
Это предок мой на гнедом коне
Мчал за криком своим, разорвавшим ворот.

Победитель! Его не задушит лес,
Не сломают ветра, не утопят реки…
Но другой мой предок наперерез
Выходил – остаться в бою навеки.

Два врага погибли – и две строки
Родословная вносит в свои скрижали.
До сих пор сжимаю я кулаки,
Вспомнив предков – чтоб руки не так дрожали.

Я поповская правнучка и – княжна,
На конюшне прапрадед мой был запорот…
Так – о боже! – что чувствовать я должна,
Если снится мне: красные входят в город?..

Счастье говорите? Но почему такое непонятное чувство в душе, будто прикоснулся к чему-то важному, будто сумел посмотреть на себя (историю?) с разных сторон, под разными углами… одновременно… Или это понимание и есть — счастье?..
Из журнала «Дети Ра», № 7 (93), 2012 года

Владимир КОРКУНОВ