2022-04-03 |
Сергей Бирюков, «Окликание», М.: Издательство Евгения Степанова, 2015Разно организованные тропы обеспечивают движение поэта; язык выбирает несущего поэтический крест и получающего словесный мед. Язык же, чьи недра непостижимы до глубин своих, альф и корней, открывает возможности троп:
и я учился понимать
богов прямую речь высокое косноязычье деревьев трав цветов над ними полет богов и космогонию полета и осознав тропу Зангези как путь к вершине за ум туда где сферы разума сдвигаются навстречу друг другу Виноградно-вьющийся стих Сергея Бирюкова забирается в сферические глубины глубин, не требуя рифмы, какая – в данном случае – была бы пустой побрякушкой; забирается – исследуя слой за слоем таинства мерцаний, определяющих жизнь.
Кора похожа на надписи на праязыке, том, что был до строительства башни Вавилона, до смешения всех голосовых и интеллектуальных возможностей, до разделения на множественность единства. Сложно осознавать, что Вселенная – единый организм; человечество даже сложно воспринимать подобным – единым – образом… …Сергей Бирюков точно почувствовал флюиды пространств, написав: время от времени
наступает время постпоэзии когда поэзия отказывается сама от себя и пытается заместить себя чем-то другим Поэзия есть свойство мира, а мир не отказывается от своих свойств, меняются только полюса восприятия человека, и время, показанное верлибром Бирюкова, точно наше: время ухудшений, замены подлинников фальшивками, пустых игрищ и ярко-блескучих соблазнов.
Но… самая густая темь перед рассветом; и хранители слова блюдут чашу, полную магической поэтической субстанцией. …Время сна смешивается с явью, нос, представляющий Гоголя в той же мере, в какой Гоголь представил нос, вдруг выпадает в область сна из пределов яви; квадратный корень сущностного поддается ли исчислению? Но верлибр глаголет, используя ноты юмора: нос видит сон
в котором нос впадши в сон опять же видит сон в котором он гуляет и паныча встречает который на него кидает взор тот паныч футурист его зовут кручен ых Прихотливо-причудливая вселенная Бирюкова соприкасается с долгим – сквозь смерть – путем дервиша поэзии Хлебникова, с откровениями Филонова, раскладывавшего реальность на составные части, стремившегося вывести живописные коды атома…
Футуризм жив: он прорывается языковыми огнями слов в поэзии Бирюкова: сложно зашифрованной и ясной, предлагающей такие интересные орнаменты мысли, что стоит следить за каждым завитком. …Футуризм сосредоточен и в книге «Окликание»: хлебников пишет письмо двум японцам
он призывает открыть оконца он призывает расширить околицу он призывает построить дом состоящий из волокон он призывает открыть новую эру Новую эру провидит и Сергей Бирюков, и названная книга – лучшее тому доказательство.
Александр БАЛТИН
От редакции «Читального зала»:
В полном объеме рецензию Александра Балтина читайте в № 3, 2022 журнала «Зинзивер. Редакция |