РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

 
2022-05-13
 

 

Софья Рэм, «Сочинения Рембрандта», М.: «Вест-Консалтинг, 2020


«Сочинения Рембрандта» называется книга Софьи Рэм, которая вышла в издательстве Евгения Степанова «Вест-Консалтинг».
Софья Рэм –  мастер виртуозной светотени, непревзойденный колорист стиха. Ее поэзия раскрывается таинственностью мерцаний и ступенями мистической лестницы.
…Кажется – поэт  уведет нас в запредельность, открыв то, что было не ведомо ранее.

Что нищему смиренье? Знает сам,
Что он ошметок рубища в болоте.
Быть можно много ближе к небесам
В пещере, чем летя на самолете.
Что нищему смиряться пред людьми?
Они и без того недостижимы,
Как червяку — огромные вершины,
Встающие, как люди б не смогли.

Метафизическая составляющая поэзии Рэм насыщена ощущением полюсов: вершины, как не сможет проявиться человек, – и бездны смирения, постигнутые нищим, принужденным к нищете обстоятельствами…
Или?..
…Бывает и добровольный выбор отказа от соблазнов вечно вертящегося мира.
Таинственное противопоставление тех, кто адски владеет дрелью, и иных – воздушно владеющих стихом – развернется жесткою панорамой:

Они берут в руки дрель, ставят тебя за дверь,
А ты верь и не плюй на пол.
Ведь ты не деверь, не дикий зверь,
Не зинзивер-лелилелилель,
Не знаешь меры, особенно высшей, и носишь шляпу.
Каким ты вышел?

Абсурд вплетается в поэтические повествования Рэм той мерой, что определяет порой жизнь, когда не вписываешься, как ни крути, в действительность, предложенную окрест:

Человек! Человек ли? Что с тобой сделали?
Надо жалобу… срочно… Но что же?
У тебя обе руки — левые.
Ты ее подписать не сможешь.
Нужно, значит, встать, аккуратно, плавно,
Самому в РОВД. Но — Боже прости! —
У тебя оба глаза — правые,
Так дорогу не перейти.

О, поэт предложит такую сумму портретов, что будешь брести между них мыслью, как в загадочном, увлекающем лабиринте.
Цикл «Автопортреты» действительно отдает рембрандтовским изобилием, каких только не делал он, в каком только освещении не расшифровывает собственное «я» Софья Рэм!
Интересно выстраиваются поэмы поэта, особенно в полупрозе (так в авторской трактовке). Своеобычно, например,  произведение «Самолет Понтия Пилата»…
Кто ныне будет читать поэмы, тем более – драмы в стихах, которыми завершается сверкающий камень книги?
Поэт не думает об этом, собеседуя со всеми временами, широкими лентами проходящими сквозь недра его сознания.
Поэзия Рэм – с хорошим культурологическим бэкграундом.
Она продута крепким онтологическим ветром.
Ее высота очевидна: поэт стремится в запредельное, поднимаясь по лучу, как по лестнице, и то, как плодоносит оный подъем, ввергает в уверенность – только таким и может быть путь поэта.

Александр БАЛТИН