Вернуться на предыдущую страницу 

О нас пишут

   

 

Журнал «Нева» № 12, 2023. Книжный остров. Елена Зиновьева

«Литературная Россия» от 19.10.2018. Стихия свободы. Сергей Носов (Санкт-Петербург)

«Территория L» от 18.10.2018. Сергей Бирюков: Вырастить дерево русской поэзии…

Газета «Культура» от 16.03.2017. Пока не требует поэта. Дарья Ефремова

«Экслибрис НГ» от 23.03.2017. Строки Ковальджи

«Экслибрис НГ» от 23.03.2017 г. Писатели XXI века. Николай Фонарёв

«Экслибрис НГ» от 23.03.2017 г. Строки Ковальджи. Федор Мальцев

«Независимая газета» от 27 октября 2016 года. Прорицательное. Евгений Минин

«Независимая газета» от 1 декабря 2016 года. АЗОР № 10

«Независимая газета» от 8 декабря 2016 года. Новая встреча СП ХХI века. Николай Фонарев

«Независимая газета» от 08 декабря 2016 года. Книжная кругосветка. Сергей Злыднев

«Независимая газета» от 15 декабря 2016 года. Смеющийся хулиган. Николай Фонарев

Газета «Слово» от 26 декабря 2016 года. Памяти Орфея. Нина Краснова

«Независимая газета» от 12 января 2017 года. Я работаю с голоса

«Независимая газета» от 19 января 2017 года. Олень опять выходит из оленя. Мария Бушуева

«Независимая газета» от 19 января 2017 года. Рок-н-ролл, Facebook и кофе с кюрасао. Николай Фонарев

Википедия

«Независимая газета», 22.10.2015 г. Буквы я знаю уже… Нина Краснова

«Берег», № 98 (1958). «В гуле наклонного ливня…». Анна Жидких

«Независимая газета», 20.08.2015 г. Запах ночи. Сергей Шулаков

«Независимая газета», 13.08.2015 г. Что тут поделаешь? Да, он такой… Николай Фонарев

«Литературная газета», № 18 (6508), 6.05.2015. «Шинелями пахнут стволы тополей». Анастасия Ермакова

«День литературы», № 9 (227) 2015. Для чего живём? Дмитрий Суровикин

«Литературная газета», № 41 (6529), 21 октября 2015 г. Такое разное побережье. Константин Уткин

«Воздух», № 4, 2014. Рецензии. Данила Давыдов

Журнал "Родина" №915 (9), 2015. "И я здесь - так вышло...". Лев Аннинский

«Российская газета» от 27.08.2015. Знак Льва. Игорь Коц

«НГ Ex libris» от 13.08.2015 г. Что тут поделаешь? Да, он такой… Николай Фонарёв

«НГ Ex libris» от 30.07.2015 г. Словесность XXI века в Подмосковье. Николай Фонарёв

Фейсбук, 17.07.2015. Рад, что мой сборник «25 лет с правом переписки» вышел в издательстве «Вест-Консалтинг». Геннадий Кацов

«Литературная газета», 11.03.2015 г. Вечность по имени Навтциог. Ольга Смольникова

«Независимая газета», 02.04.2015 г. Ставить птенца на крыло. Елена Семенова

«Литературная газета», 20.05.2015 г. «Шинелями пахнут стволы тополей». Ермакова Анастасия

«Литературная газета», 06.05.2015 г. Татьяна Романова-Настина. Долгий запах жасмина.

«Независимая газета», 28.05.2015 г. Бежать к себе и от себя. Нина Краснова

«Независимая газета», 28.05.2015 г. Анатолий Шамардин улыбался с портрета. Николай Фонарев

«Независимая газета» 19 марта 2015 г. Мы задыхаемся без поэзии. Николай Фонарев

«Независимая газета», 5 марта 2015 г. «Дети Ра» и «Южное сияние» дружат журналами. Николай Фонарев

«Независимая газета», 19 февраля 2015 г. Леонардо был бы доволен

«Независимая газета», 5 февраля 2015 г. Все хотят быть счастливыми. Николай Фонарев

«Независимая газета», 25 декабря 2014 г. Главное второстепенно. Николай Фонарев

«Волга», № 11-12, 2014 г. Зульфия Алькаева. По периметру. Наталия Черных

«Воздух», № 2-3, 2014 г. Юрий Беликов. Я скоро из облака выйду. Дмитрий Кузьмин

«Воздух», № 2-3, 2014 г. Максим Гликин. Сдаётся угол. Данила Давыдов

«НГ Ex libris» от 30.10.2014 г. Хорошие слова о поэте. Николай Фонарев

«НГ Ex libris» от 30.10.2014 г. 35 килограммов карасиков. Зульфия Алькаева

«Бельские просторы», № 9 (190), 2014. Поэзия: что нового? О книге Е. Степанова

«НГ Ex libris» от 09.10.2014 г. «Все проходит, поэзия остается», Николай Фонарев

«Независимая газета» от 02.10.2014 г. Сквозь трещину мира. Елена Семенова, Владимир Коркунов

«День литературы», № 5 (211), 2014. Неисслеженная область. Анна Павловская

«Независимая газета», от 25.09.2014 г. Только мельком. Людмила Осокина

«Экслибрис НГ» от 3.07.2014. Степанов – больше чем поэт. Николай Фонарев

Экслибрис НГ от 26 июня 2014. Под песни Анатолия Шамардина. Николай Фонарев

«Экслибрис НГ» от 3.04.2014. Василий Манулов. Кто живет в соседней комнате?

Газета "Литературная Россия" № 06 от 07.02.2014. Марина Тарасова. Другой.

Газета «Российская газета» от 03.02.2014

Газета «Литературная Россия» № 06 от 07.02.2014. ДА ЗДРАВСТВУЕТ ДЕЛЬВИГ!

«Экслибрис НГ» от 6.02.2014. Елена Семенова. «Звучать» для провинции.

«Экслибрис НГ» от 23.01.2014. Файн – писатель ХХI века

Журнал «Знамя» 2014, №2. Борис Кутенков. «Больно — поэтому без метафор». О лирическом психологизме Татьяны Бек

Время «Золотого Дельвига». Владимир Бондаренко о верности Слову и Отечеству

Журнал НЛО, № 124, 2013

Журнал «Литературная Россия»,  №01. от 10 января 2014

«Новый мир», № 11, 2013

Газета «Экслибрис НГ» от 27.12.2013. Ходили и бегали. Главные события и книги 2013 года

Интернет-журнал «Гостиная», декабрь, 2013. Евгений Степанов: «От однострока и зауми до сонета…»

«Экслибрис НГ» от 5 декабря 2013 года. Заумь и антизаумь. Николай Фонарёв

«Экслибрис НГ» от 14 ноября 2013 г. Литературный бурлак

Газета «Экслибрис НГ»  от 5 сентября 2013 г.

Газета «Литературная газета» № 42 (6435) (23-10-2013). «Я – чернорабочий великой русской поэзии»

Радио "Русский Мир". Программа "Литературная гостиная". Тема: "Союз писателей ХХI века"

Газета «Литературная газета» № 42 (6435) (23-10-2013)

Газета «Экслибрис НГ» от 24 октября 2013 г.

Газета «Литературная газета», № 31 (6425) от 31 июля 2013 г.

Газета «Экслибрис НГ» от 25 июля 2013

Газета «Экслибрис НГ» от 25 июля 2013

«Литературная газета», № 30 (6424) от 24 июля 2013

«Литературная Россия», № 4 от 25 января 2013 года. (Александр Трапезников)

«Литературная газета», № 1 (6399), 16-22 января 2013 г. (Владимир Коркунов)

«Книжное обозрение», № 24 (2348), 2012 г. (Владимир Коркунов)

«Литературная газета», №51 (6397), 19 декабря 2012 г.

«Ивановская газета», №221 (5312), 1 декабря 2012 г.

РИА «7 новостей». Неевклидова поэзия. (Елена Сафронова)

«Литературная газета», № 49 (6395), 5 декабря 2012 г.

«Литературная газета» о нас, (Сергей Киулин)

Газета «НГ Ex libris» от 16 июня 2012, (Владимир Коркунов)

Сайт www.clubochek.ru, (Арома Булатова), 15 апреля 2012 г.

Газета «НГ Ex libris» от 15 марта 2012, (Эмиль Сокольский)

Сайт orlita.ru от 26 сентября 2011 г.

Газета «Казанские ведомости» №: 183 от 07 декабря 2011 г. (Владимир ТИЛЛЬ)

Газета «Обнинский вестник», 24 октября 2011 г.

Газета «Книжное обозрение», № 15 (2313), 2011 (Кирилл КОВАЛЬДЖИ)

АиФ-Тбилиси, № 31 (463) от 3 августа 2011 г. (Владимир САРИШВИЛИ)

Отзывы

Отзывы

«Литературная Россия», № 20 от 20.05.2011 (Виктор Власов)

Журнал "Знамя", № 6, 2010 г. (Анна Кузнецова)

Газета "Ex libris НГ", 12 ноября 2009 г.

Газета "Вечерняя Москва", 27 ноября 2009 г.

Газета "Вечерняя Москва", 23 ноября 2009 г.

Интернет-газета Gazeta.kz, 16 июня 2009 г.

Блог Антона Нечаева от 23 декабря 2008 г.

Журнал "Крещатик", № 4, 2008 г.

Журнал "Знамя", № 12, 2008 г. (Анна Кузнецова)

Журнал "Новый мир", № 11, 2008 г.

Газета "Пермские соседи", 24 октября 2008 г.

Сайт interlit2001.com

Журнал "Питербук", 03 октября 2008 г.

Журнал "Волга", № 2, 2008 г.

Газета "АиФ Прикамье" , № 36 (682), 3 сентября 2008 г.

Журнал "СловоWord", № 59, 2008 г.

Венгерская газета "Szeged Szerver", 22 августа 2008 г.

Венгерская газета "Stop", 22 августа 2008 г.

Живой Журнал Зорана Пешича (Сербия)

Журнал "Знамя", № 9, 2008 г.

Журнал "Знамя", № 9, 2008 г. (Анна Кузнецова)

Газета "Ex libris НГ", 21 августа 2008 г.

Журнал "Крещатик", № 2, 2008 г.

Газета "Ex libris НГ" № 170 (4407), 14 августа 2008 г.

Журнал "Новый мир", № 7, 2008 г.

Журнал "Питербук", 07 июля 2008 г.

Журнал "Zeitschrift für Slavistik" (Band 53 (2008) Heft 2)

Газета "Литературная Россия", № 20, 20 июня 2008 г.

Газета "Ex libris НГ" № 20 (465), 19 июня 2008 г.

Михаил Бойко (livejournal.com), 19 июня 2008 г.

Газета "Книжное обозрение", № 18-19 (2184-2185)

Газета "Книжное обозрение", № 20 (2186)

Газета "Ex libris НГ", 22 мая 2008 г.

Журнал "Питербук", 21 мая 2008 г.

Международное французское радио, 17 мая 2008 г.

Сайт Lenizdat.ru, 18 мая 2008 г.

Сайт Центра современной литературы и книги, 20 мая 2008 г.

Журнал "Знамя", № 5, 2008 г.

Газета "Ex libris НГ", 10 апреля 2008 г.

Газета "Пермский обозреватель", №11 (363), 24 марта 2008 г.

Екатеринбургская газета "На смену!", 4 апреля 2008 г.

Журнал "Другое полушарие", № 4, 2008 г.

Газета "Ex libris НГ", 21 февраля 2008 г.

Сайт национальной библиотеки Чувашской Республики, 18 февраля 2008 г.

Сергей Старопашин, 4 февраля 2008 г.

Газета "Трибуна", № 48, 14 декабря 2007 г.

Журнал "Питерbook", 28 январь 2008 г.

Сайт www.krupaspb.ru, 21 января 2008 г.

Всеукраинская литературная газета "Отражение" (Донецк), № 12, декабрь 2007 г.

Журнал "Знамя", № 1, 2008 г.

Газета "Книжное обозрение", № 45 (2159), 2007 г.

Газета "Книжное обозрение", № 46 (2160), 2007 г.

Журнал "Сибирские огни", № 12, 2007 г.

Журнал "Урал", № 12, 2007 г.

Сайт www.litinstitut.ru, 13 декабря 2007 г.

Сайт www.resheto.ru, 11 декабря 2007 г.

Газета "Карьера" (Нижний Новгород) № 48, 5 декабря 2007 г.

Журнал "Знамя", № 12, 2007 г.

Газета "Аргументы и факты-Нижний Новгород", 22 ноября 2007 г.

Газета "Театральные ведомости" № 10, 23 ноября 2007 г.

Сайт "Журнального зала", 23 ноября 2007 г.

"Литературная газета", №46(6146), 21 ноября 2007 г.

Книга "День поэзии" и современное поэтическое книгоиздание, 2006 г.

Журнал "Литературная учеба", № 5, 2007 г.

Газета "Израильские новости", 20 октября 2007 г.

Газета "Литературен Вестник", (София) 17-23 октября 2007 г.

Антология "Странности передвижений", 2007 г.

Газета "Книжное обозрение", № 41 (2155), 2007 г.

Газета "Ex libris НГ", 18 октября 2007 г.

Газета "Ex libris НГ", 11 октября 2007 г.

Юрий Влодов, 05 октября 2007 г.

Газета "Ex libris НГ", 4 октября 2007 г.

Газета "Литературная Россия", № 36, 7 сентября 2007 г.

Журнал "Крещатик", № 3, 2007 г.

Газета "Ex libris НГ", 24 августа 2007 г.

Журнал "Новый мир", № 8, 2007 г.

"Литературная газета", 1 августа 2007 г.

Журнал "Знамя", № 8, 2007 г.

Радио "Свобода" от 22 июля 2007 г.

Юрий Милорава, 23 июля 2007 г.

Газета "Театральные ведомости", № 9 (92), 23 июля 2007 г.

Журнал "Новый мир", № 7, 2007 г.

Газета "Ex libris НГ", 21 июня 2007 г.

Сайт Фонда В.П. Астафьева, раздел Новости, www.astafiev.ru

Газета "Ex libris НГ", 17 мая 2007 г.

Журнал "Знамя", № 5, 2007 г.

Газета "Экслибрис", № 57 (4022), 22 марта 2007 г

Сайт www.permnews.ru, 19 марта 2007 г.

Газета "Город на Цне", 3-9 апреля 2006 г.

Двухтомник Сергея Чупринина "Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям" и "Русская литература сегодня: Большой путеводитель" (М., "Время", 2007).

Газета «День литературы» № 02(126) 2007 г.

Газета "Ex libris НГ", 1 марта 2007 г.

Журнал "Крещатик", № 1 (35), 2007 г.

Журнал «Знамя», № 3, 2007 г.

Газета "Труд-7" № 521, 8 февраля 2007 г.

Газета "Ex libris НГ", 1 февраля 2007 г.

Газета "Мол", № 6 (46), 2007 г.

Журнал "Современная поэзия", № 1, 2006 г.

Журнал "Новый мир", № 1, 2007 г.

Газета "Ex libris НГ", 11 января 2007 г.

Сайт Министерства культуры Московской области, 7 декабря 2006 г.

Газета "Слово", № 47, 15 декабря 2006 г.

Сайт www.resheto.ru, 9 декабря 2006 г.

Общая Газета.RU, 6 декабря 2006 г.

Журнал "Территория", № 24 (160), 2006 г.

Газета "На смену!" (Екатеринбург), 5 декабря 2006 г.

Газета "Рабочий путь", № 263, 1 декабря 2006 г.

Сайт www.elana.ru, 30 ноября 2006 г.

Журнал «Воздух», № 3, 2006 г.

Журнал "Домодедово. Международный аэропорт", ноябрь 2006 г.

Журнал "Атлант-Союз", октябрь 2006 г.

Сайт www.krupaspb.ru, 25 ноября 2006 г.

Газета "Литературная Россия", № 47, 24 ноября 2006 г.

Сайт "Русская Германия", 23 ноября 2006 г.

Газета "Ex libris НГ", 22 ноября 2006 года

Юрий Гик. Сайт www.gikjuri.livejournal.com, 22 ноября 2006 г.

Сайт "Старая Вена", 20 ноября 2006 г.

Журнал "Стых" (Украина), № 18, 2006 г.

Журнал "Пролог", № 10 (54), 2006 г.

Сайт www.krupaspb.ru, 30 октября 2006 г.

Литературно-философский журнал "Топос", 24 октября 2006

«Литературная газета», № 43 (6091), 18.10. — 24.10.2006.

Сайт www.krupaspb.ru, 9 октября 2006 г.

Газета «Экспресс-газета» от 11 октября 2006 года

Газета "Ex libris НГ" от 5 октября 2006 г.

Газета "Книжное обозрение" от 4 октября 2006 г.

Журнал «Новый мир», № 9, 2005 г.

Интернет-журнал молодых писателей России "Пролог"

Данила Давыдов, 4 сентября 2006 г.

Газета "Книжное обозрение", № 34 (2096), 2006 г.

Газета "Ex libris НГ", 24.08.2006 г.

Газета "Книжное обозрение", № 31-32 (2093-2094), 2006 г.

Журнал "Новый мир", № 8, 2006 г.

Сайт http://korobka-surprizov.ru/

Сайт www.korobka-surprizov.ru

Газета "Ex libris НГ", 27.07.2006 г.

Евгений В. Харитонов, 17.07.2006 г.

Наталья Фатеева, книга "Открытая структура. О поэтическом языке и тексте рубежа ХХ – ХХ1 веков".

Журнал "Новый мир", № 7, 2006 г.

Газета "Книжное обозрение", № 27-28 (2089-2090) от 12.07.2006 г.

Газета "Саратовская панорама" № 50 (541), 5 — 11 июля 2006 г.

Газета "Книжное обозрение" от 30 июня 2006 года

«Московские новости», № 20, 2006

Ex libris НГ , 25 мая 2006 г.

Сайт www.krupaspb.ru

Журнал "Вопросы литературы", № 2, 2006 г.

Сайт www.proza.ru

Сайт www.poezia.ru

Газета "Киевские ведомости", № 73 (3741), 6 Апреля 2006 г.

Этери Басария.

Наталья Бельченко.

Журнал "Меценат и мир", № 29-30-31-32, 2005 г.

Журнал "Воздух", № 1, 2006 г.

Газета "Литературная Россия", №12, 24 марта 2006 г.

Газета "Книжное обозрение", 20 марта 2006 г.

Дмитрий Кузьмин (сайт www.livejournal.com)

"Новый мир", № 2, 2006 г.

Владимир Монахов (сайт www.liveinternet.ru)

Дмитрий Кузьмин (сайт www.mylj.ru)

Сайт "Клуб Поэзии"

Cайт www.sssr05.narod.ru

Газета "Ex libris НГ" № 44 (346), 24 ноября 2005 г.

Cайт www.iliteratura.cz

Cайт www.litsovet.ru

Независимый литературный журнал "Решето", № от 25 октября 2005 г.

Марина Кремнева, «Исключения из правил».(Газета «Взгляд», 14 октября 2005 г.)

Журнал "Новый мир", № 9, 2005 г.

Газета Калужской области «Весть», № 233 (4295), 19 июля 2005 г.

Газета «Боровские известия», № 82-83, 15 июля 2005 г.

Газета "КУРОРТНАЯ НЕДЕЛЯ", № 26, 4-10 июля 2005 г.

Журнал "Новый мир", № 7, 2005 г.

"Сетевая словесность". май-июль 2005

Cайт http://lib.userline.ru/samizdat

Радиопрограмма ССИ «АЗиЯ-плюс»: СТУПЕНЬ К РАДОСТИ № 42, 4 мая 2005 г.

Журнал "Питерbook", № 3, 2005 г.

Сайт Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино. 25 февраля 2005

Газета "Русский курьер", № 475, от 16 февраля 2005

Газета "Русский курьер", № 475, 16 февраля 2005 г.

Журнал "Новый мир", № 2, 2005 г.

«Неприкосновенный запас», № 1 (39), 2005 г.

Журнал "Топос", 22 ноября 2004 г.

Журнал "Новый мир", № 11, 2004 г.

Журнал "Знамя", № 11, 2004 г.

Сайт "Сетевая словесность", 10 ноября 2004 г.

Проект Алексея Верницкого "Две строки шесть слогов", ноябрь 2004 г..

Сборник "Поэтика исканий, или поиск поэтики" (Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Москва 2004 г.) .

Газета "Аиф-Чувашия", № 41 (1250), октябрь 2004 г..

Журнал "Новый мир", № 10, 2004 г..

Сайт "vestnik.rsuh.ru", октябрь 2004 г..

Газета "Советская Чувашия", 12 октября 2004 г..

Газета "Советская Чувашия", 9 октября 2004 г..

Газета "Ex libris НГ", № 38 (288), 7 октября 2004 г..

Газета "Ex libris НГ", 30 сентября 2004 г.

Журнал "Новый мир", № 9, 2004 г..

Гостевая книга сайта "Город Гротеска ", 10 сентября 2004 г.

Газета "Самарский университет", № 6, 6 сентября 2004 г.

Сайт "Сетевая словесность".

Газета "Ex libris НГ", 19 августа 2004 г.

Газета "Земское обозрение", № 32, 18 августа 2004 г..

Журнал "Новый мир", № 8, 2004 г..

Газета "Ex libris НГ", 29 июля 2004 г..

Сайт "Литературной газеты", 27 июля 2004 г..

Журнал Клуба литературного перформанса и салона "Премьера" "Май", июль 2004 г..

Сайт "Dialog", 12 июля 2004 г..

Газета "Земское обозрение", № 21, 2004 г..

Сайт "Глобализация и культура", 8 июля 2004 г..

Журнал "Территория" (Саратов), № 13 (97), 2004 г. .

"ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА ",№ 24, 23-29 июня 2004 г.

Газета "Ex libris НГ", № 23 (273), 24 июня 2004 г..

Газета "Новая Тамбовщина", 23 июня 2004 г..

Издательская система "Литсовет", 21 июня 2004 г..

"Новости московской литературной тусовки", 20 июня 2004 г..

Газета "Новости" (Тамбов), 16 июня 2004 г..

Газета "Русский курьер", 2 июня 2004 г.

Журнал "Ваш досуг", май 2004 г.

Журнал "Питерbook Плюс", № 6, 2004 г.

Санкт-Петербургский литературный гид, май 2004 г.

KAZAKHSTAN DEVELOPMENT GATEWAY, 24 апреля 2004 г..

Независимый альманах "Лебедь", 19 апреля 2004 г.

"Новости московской литературной тусовки", 16 апреля 2004 г..

Сайт "Культурная столица Поволжья", апрель 2004 г..

Сайт "Чебоксары.Ру", апрель 2004 г..

Газета "Земское обозрение", № 8, 2004 г. .

Проект Алексея Верницкого "Две строки шесть слогов", март 2004 г..

Газета "Богатей", № 8 (238), 4 марта 2004 г..

Сайт Стихи.Ру, март 2004 г..

Агентство региональных новостей regions.ru, 26 февраля 2004 г. .

Санкт-Петербургский литературный гид, февраль 2004 г.

http://www.livejournal.com/users/aruta.

Сайт издательского центра РГГУ.

Сайт Стихи.ru, октябрь 2003 г.

Журнал "Питерbook Плюс", № 11 (81), 2003 г. .

Журнал "Петербургский книжный вестник", № 6 (25), 2002 г. .

Газета "Новая Сибирь", № 15 (550), 11 апреля 2003 г..

Газета "Тамбовская жизнь", 22 февраля 2003 г..

Журнал "Новый мир", № 2, 2003 г.

Газета "Смена", 21 октября 2002 г..

Газета "Москва-центр", № 20 (34), октябрь 2002 г..

Журнал "Соты", № 7, 2002 г. .

Интернет-страница Отдела стилистики и языка художественной литературы Института русского языка им. В.В. Виноградова (февраль 2002).

Газета "Русская мысль", № 4395, 2002 г. .

Журнал "Знамя", № 1, 2002 г.

Журнал "Новый мир", № 1, 2002 г.

Газета "Алфавит", № 41, 2001 г.

Сайт "Поэзия авангарда".

Газета "Тамбовская жизнь", 13 октября 2001 г.

Газета "Московская правда", 31 августа 2001 г..

Газета "Новые известия", № 142 (911), 14 августа 2001 г..

Газета "Алфавит", № 22, 2001.

Газета "Тамбовская жизнь", 13 марта 2001 г..

Газета "Книжное обозрение", 12 марта 2001 г..

Газета "Тамбовская жизнь", 26 апреля 2000 г..

Газета "Ex libris НГ", 16 марта 2000 г.


Warning: include(../admin/o_nas_pishut/futurum-art.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/host1842572/futurum-art.ru/htdocs/www/o_nas/onas.php on line 35

Warning: include(../admin/o_nas_pishut/futurum-art.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/host1842572/futurum-art.ru/htdocs/www/o_nas/onas.php on line 35

Warning: include(): Failed opening '../admin/o_nas_pishut/futurum-art.php' for inclusion (include_path='.:/usr/local/php/php-5.5/lib/php') in /home/host1842572/futurum-art.ru/htdocs/www/o_nas/onas.php on line 35
 

«Литературная Россия» от 19.10.2018. Стихия свободы. Сергей Носов (Санкт-Петербург)


СТИХИЯ СВОБОДЫ


Рубрика в газете: Веяния эпохи, № 2018 / 38, 19.10.2018, автор: Сергей НОСОВ (Санкт-Петербург)

На излёте ХХ века русская поэзия пережила эпоху девальвации высокого поэтического слова, девальвацию самой категории возвышенного, которое стало восприниматься уже не только скептически, но зачастую и со знаком «минус» – в негативном и ироническом свете, как демонстрация высокопарной наигранной риторики. Символ этой эпохи – поэзия Бродского, поэзия бесспорно выдающаяся, но выдающаяся в первую очередь своим разъедающим и всепоглощающим скептицизмом, ставшая волей исторической судьбы, можно сказать, классикой скептической поэзии на долгие времена.
До этого же, в разгар советской эпохи, в СССР безраздельно царствовала как раз поэзия высоких слов, незаметно превратившихся в пустые слова, в безоглядное и безудержное пустозвонство. Узнаваемые символы поэзии этого рода – Вознесенский и Евтушенко, эти близнецы-братья «прогрессивной» советской поэзии, сводившейся к красивым словам, широковещательным декларациям и банально-романтическим проповедям любви и счастья, которые сначала увлекли советских людей (в очередной раз), а потом безмерно и уже окончательно им наскучили.
И как посильная замена «надувной» патетики Вознесенского-Евтушенко (особенно последнего, конечно) быстро получила распространение обывательская поэзия и поэзия всепобеждающей пошлости и мещанства. Её идеальное воплощение – обильное, как затяжные, беспросветные осенние дожди, и характерно мещанское творчество Александра Кушнера, которое каким-то образом продолжается и до сих пор. Мещанская стихия в поэзии оказалась настолько широкой, всеприемлющей и благодатной, что у неё быстро появились и новые провозвестники. В частности, небезызвестный и очень характерный в этом плане петербургский стихотворец Алексей Пурин. Его сочинительство очень типично как своего рода эталон пошлости, эталон пустой развлекательно-обывательской поэзии нашего времени, по которому легко и удобно измерять «степень пошлости» и в поэзии других находящихся до сих пор «в ходу» стихотворцев, принадлежащих по сути своего сочинительства к той же отжившей советско-мещанской эпохе конца ХХ века, на которой давно уже пора поставить крест.
Поздние советские и первые постсоветские годы в нашей поэзии стали эпохой банальности и посредственности, когда подавляющее большинство активно печатавшихся поэтов были очень похожи на «семь дочерей князя Тугоуховского» в великой комедии Грибоедова, как мы помним, совершенно неотличимых друг от друга. Стихи самых разных авторов, печатавшихся тогда в солидных толстых журналах, были настолько похожи, что их авторов легко можно было перепутать и без потерь заменить одного другим. Поэтическая индивидуальность полностью исчерпала себя как явление. Поэзия стала и безмерно банальной и духовно обыденной и стёртой. Но это не могло, конечно, продолжаться вечно. Освежающая волна в нашей поэзии была неизбежна, и ей предстояло смыть всю духовную слизь и накипь пустозвонства и пошлости, накопившуюся за долгие годы.


На самом деле семидесятые, восьмидесятые и девяностые годы в нашей отечественной поэзии ХХ века очень напоминали те же годы в русской поэзии ХIХ столетия, где поэтом-домоседом Апухтиным стал какой-нибудь Кушнер, а рядовым сентиментальным и пошлым Надсоном – какой-нибудь Пурин. (Хотя, конечно же, в действительности оба названные сочинителя намного беднее по дарованиям, ниже по уровню стихотворчества и много меньше по своей исторической роли в русской поэзии, чем Апухтин и Семён Надсон соответственно.)

Великий Бродский же на их фоне – это великий Некрасов своего времени, только Некрасов «наизнанку», тоже прогрессивно-демократический, но народ вовсе не жалеющий и даже не замечающий… Некрасов, благополучно перебравшийся за океан…

И тогда, в последние десятилетия ХIХ века, тоже остро ощущалась в отечественной поэзии застойность, засилье штампов, пошлость, обывательщина и отсутствие подлинного «нового слова». И тогда русской поэтической культуре тоже предстояло на рубеже ХIХ и ХХ веков пробудиться от сна. И она пробудилась – явились символисты, Мережковский, Зинаида Гиппиус, Бальмонт, Брюсов и наконец Блок

То же самое по большому счёту происходит и сейчас. Литература и в особенности поэзия в России как будто вновь и вновь совершает свой неизбежный «вековой круг», вековой цикл развития. И на рубеже нового столетия в России – всегда вырастали новые таланты и появлялись новые яркие имена в поэзии.

Мы можем назвать двух таких новых авторов нашего времени, поэзия которых имеет знаковый и символический духовно характер для нашей эпохи – Евгения Степанова и Коэн Белл.

Поэзия Евгения Степанова известна, публикуется и признана среди ценителей отечественной литературы и в широкой читательской среде уже достаточно давно (укажем для читателей – это литературный псевдоним автора, принадлежащего русской культуре, родившегося и выросшего в СССР) на небосклоне современной русской поэзии – явление совершенно новое, пока мало известное и изученное, но необычайно яркое. И в обоих случаях повторим особо – это знаковая в контексте нашего времени поэзия.

Поэзия Евгения Степанова символически воплощает СТИХИЮ СВОБОДЫ. Поэзия Коен Белл символически олицетворяет собой неиссякаемую ЭНЕРГИЮ ЖИЗНИ. И это и есть основные слагаемые нашего времени в его духовном измерении: БЕЗГРАНИЧНАЯ СВОБОДА И НЕИССЯКАЕМАЯ ЭНЕРГИЯ. В современной русской поэзии они должны были найти и нашли законченное и яркое выражение.

Если Коэн Белл как поэт ещё, пожалуй, не завоевала широкого признания наших современников (хотя безусловно его заслуживает), то поэзию Евгения Степанова можно назвать уже достаточно давно признанной, уважаемой и почитаемой в современном литературном мире. Вместе с тем творчество Евгения Степанова порой воспринимается нашими современниками столь искажённо и, мы бы сказали, неадекватно, как будто они в силу неизъяснимого обмана зрения видят его в фантастическом кривом зеркале и нередко с совершенно серьёзным видом выдают, глубокомысленно рассуждая о поэзии Евгения Степанова, следующие, к примеру, перлы.


Евгений СТЕПАНОВ

Так, Лев Аннинский, уважаемый мэтр той ещё «старосоветской» литературной критики в привычном для себя залихватском, наигранно искреннем душевном порыве пишет: «Евгений Степанов, пятидесятилетний мастер стиха, донесший в Москву из тамбовской дали ощущение огромной страны, по которой гуляют теперь потомки тех послевоенных гармонистов, что не давали уснуть овдовевшим солдаткам…». Да уж… очень похож Евгений Степанов как большой современный поэт на «потомков послевоенных гармонистов»!… И какие же это были «гармонисты» такие послевоенные? Степан Щипачёв, что ли? Может быть, и правда в каком-то смысле этот Степан и был «сталинским гармонистом», к тому же действительно «послевоенным»… времён «ленинградского дела» и постановления Партии «О журналах «Звезда» и «Ленинград», выбросившего из советской литературы и Ахматову, и Зощенко очень надолго. По крайней мере, заснуть «овдовевшим солдаткам» Степан Щипачёв и ему подобные гармонисты соцреализма действительно не давали. Силён, силён в осмыслении отечественной поэзии наш дорогой Лев Аннинский! Тут уж ничего не скажешь…

Но есть суждения о поэзии Евгения Степанова и ещё глубокомысленнее, да к тому же в простоте своей ещё смешнее. Так, например, известный наш «космический поэт», Константин Кедров, заявляет совершенно серьёзно: «Мне очень нравится стихотворение Степанова, состоящее из одного предложения. Я хотел написать стихотворение. И не смог. Здесь какая-то пушкинская простота». Почувствовал, видимо, наш космический кудесник в этом стихотворении что-то сказанное про него самого – знакомое это ему самому чувство: «Хотел написать стихотворение. И не смог». Бывает.

На самом же деле в этом стихе-реплике – сгусток иронии, конечно… Оно в чём-то напоминает поэтические эскапады обериутов, напоминает раннего Заболоцкого с его Ивановыми… В нём поддельный и комический «лирический герой» преднамеренно крайне простоват – эдакий наивный простак, Ваня Иванов, вечный образ-символ незатейливых обывательских душ … И никакой тут нет «пушкинской простоты». Всё наоборот. Этим строкам Евгения Степанова сродни на самом деле такие едко сатирические его строки:

нетути призвания
скажем напрямки
а хотят признания
эти дураки.

Но, конечно же, Константин Кедров и должен был принять любую едкую иронию в простоте своей за откровенное признание наивного «лирического героя», в котором он видит, «скажем напрямки», родственную себе душу. И сам бы признался откровенно наш непревзойдённый в своей «пушкинской простоте» Константин Кедров что «хотел написать стихотворение. И не смог» – да неудобно… неловко как-то перед читателями. Потому и называет наш поэт космоса Евгения Степанова каким-то Сталкером в литературе, говорящим на запретные темы и посещающим некие «запретные места». «Он(Е.Степанов. – С.Н.) идёт туда, куда вход запрещён» – это, по мнению господина Кедрова, самая большая похвала. Хотя что, собственно, хорошего в «запретных местах» – нам, например, непонятно. Разве, что током дёрнет хорошенько или в яму глубокую неожиданно провалишься…

Очень часто попытки критики и литературоведения осмыслить поэтическое творчество Евгения Степанова рассыпаются в прах или сводятся только к откровенно комическим утверждениям и выводам. И это говорит о сложности такой задачи, если серьёзно к ней относиться. Так не где-нибудь, а в авторитетных «Вопросах литературы» Татьяна Бек в своё время писала, что «Евгений Степанов с весёлой усмешкой отказывается от развязной поп-горизонтали, противопоставляя ей эстетику детского здоровья…». И в подтверждение этого, безусловно, похвального в своём благонамеренном нравственном пафосе вывода приводила следующие строки поэта: «Длинноногая путанка Скажет мне: «Что хочешь ты?» Я хочу читать Бианки, И читать до темноты». С точки зрения уважаемой Татьяны Бек это и есть образец «эстетики детского здоровья» – отвечать «длинноногой путанке», что хочу читать Бианки (а не чего-то другого из области её традиционных услуг) и «читать до темноты». Игривой иронии поэта Татьяна Бек здесь не чувствует…. Ей кажется, что всё это только «о детском здоровье» написано. А вот нам кажется – что этот весёлый стих скорее о «длинногогих путанках», чем о невинных детишках написан и говорит вовсе не о выдуманной какой-то «эстетике детского здоровья», а таит в себе отблеск утончённой эротической игры…

И всё это в целом свидетельствует о том, что наша литературная среда к серьёзному осмыслению поэзии Евгения Степанова ещё просто не готова. Видят, что это – в высшей степени неординарная поэзия, но что сказать о ней по существу и не знают…. Или смешные заявления делают, или безмерно наивные. Или же пускаются в омут пустых общих слов, столь же красивых сколь и ничего не значащих…

Вот что заявил однажды в журнале «Москва» Юрий Влодов по поводу одной из поэтических книг нашего действительно замечательного поэта: «Вся книга Евгения Степанова – цельная цитата, подтверждающая непохожесть, энергичную порывистость». Сказано значительно, на вид весомо и внушительно… Но что сказано? Вот что такое «цельная цитата», да ещё почему-то подтверждающая какую-то «непохожесть» и одновременно «энергичную порывистость». Как понять чем является эта так называемая «цельная цитата»? Что вся поэтическая книга Евгения Степанова – есть некая цитата, что ли? Тогда что в этом хорошего? И как может эта книга – «цельная цитата» подтверждать «непохожесть»? Непохожесть на что? Ну хотя бы с «энергической порывистостью» всё более или менее понятно – действительно бывает такая порывистость, бурная, энергическая… А в остальном это глубокомысленное высказывание господина Влодова – сплошная абракадабра с претензией на значительность. Так пишут, когда не знают что сказать, а хочется заявить что-то убедительное, весомое… Вот и заявляют тогда с важностью – не пойми что… в духе абсурдистской мудрости старой народной сказки – иди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что…

Хорошо сказал о поэзии Евгения Степанова в своё время Александр Иванов: «Необычные стихи, интересные, ни на что не похожие». Это бесспорно так и есть. Но ведь это – не определение отличительных черт и свойств поэзии Евгения Степанова. Необычным, интересным, ни на что не похожим может быть всё что угодно, не обязательно даже поэзия. Таким может быть и остров в океане, и город какой-нибудь на краю света, и погода, и череда удивительных событий.

Чтобы осмыслить поэзию действительно яркого автора, надо дать ей ясное определение, указать её место в литературе, выявить её отличительные черты. И вот с этим у литературной критики нашей при её обращении к творчеству Евгения Степанова дело обстоит явно плохо. Причём, безусловно, поэзия Евгения Степанова – знак окружающего нас исторического времени и символ нашей эпохи, главным духовным качеством, главной отличительной чертой которой была и остаётся именно СВОБОДА.

Можно сколько угодно говорить теперь о преимуществах советской жизни и самого былого СССР в сравнении с жизнью современного общества, в сопоставлении с организацией многих сфер жизни в нынешней России. Но одного в СССР точно и однозначно не было – СВОБОДЫ. Вот не было её тогда и всё! И не было свободы не только в советской жизни, но и в советской культуре и литературе, конечно. О поэтах и писателях тогдашняя власть заботилась, хорошо их кормила, если они «пели советские песни» и писали, что нужно, и так, как требуется, прославляли социализм, советский образ жизни и пр. Но никакой свободы советская власть писателям не давала. Свободы просто не было в её «народном хозяйстве», в арсенале её ценностей. И советский человек не знал и не мог знать, что такое свобода. Совершенно не знал, что такое свобода и советский писатель и поэт. Не знал не только потому, что ему было предписано соблюдать жёсткие идеологические нормы, установленные властью Партии, которые ему, скажем, «развернуться не давали». Он не ощущал «воздуха» свободы и в своём собственном творческом сознании.

Сознание советского деятеля культуры и советского писателя и поэта, в частности, было наводнено некими «правилами», которые надо непременно неукоснительно соблюдать. Об этом ему собственный «внутренний голос» говорил не меньше, чем предписания тогдашних коммунистических властей предержащих. И в поэзии это были хотя бы те же традиционные правила стихосложения, те же хореи и ямбы и тому подобное. А вовсе не обязательно нормы чисто идеологические. В советской поэзии ко всему неканоническому, ко всему, что выходит за рамки «правил», за пределы установленных норм и форм относились крайне враждебно – с неприязнью и непониманием. Не принимали, например, стихи без знаков препинания и заглавных букв, очень настороженно воспринимали стихи без рифмы или без должной традиционной системы строк и строф пр.

Всё это – характерные черты советской эпохи. Тогда более всего боялись непредсказуемости СВОБОДЫ, боялись плодов СВОБОДЫ. В 1990-е годы мы все в России поняли, вынуждены были понять, что у свободы бывает и «тёмный лик» – свобода, превращающаяся в произвол, что бывает и беспредел разнузданной свободы. Но вектор развития нашего общества остаётся тем не менее прежним – к всё большей и большей свободе человека, к всё большей свободе сознания и творчества. Это выражается и в культуре в целом, и в литературе, и в обычной жизни простых людей.

Препоны свободе человека ставятся и сейчас (государством, ведущими религиями), но время неумолимо их разрушает. Неумолимо и постоянно. Возьмём хотя бы сексуальную свободу и запретную при советской власти тему секса. Сейчас в Интернете о сексе увидеть и прочитать можно всё что угодно – решительно всё! Ничего запретного в этой сфере жизни на пространстве Интернета уже просто не существует. Или такие запреты (блокировку определённых сайтов и пр.) при желании может обойти любой разбирающийся в Интернете человек. Далеко не так было даже в свободные 1990-е годы – тогда в России создателей порнографической продукции, например, и к суду порой привлекали за нарушение определённых правил (демонстрацию половых органов крупным планом и т. д.). А теперь – нет и тени всего этого. С темой секса в масштабе нашего общества произошло фактически то же самое, что некогда произошло и с судьбой знаменитого романа Набокова «Лолита» – запрещали, запрещали, осуждали, осуждали… И в конце концов сдались. Покорились природе человеческой.

То же самое происходит и в других сферах жизни человека и общества – свобода становится осязаемой реальностью и двигателем общественного развития. И может ли литература, может ли поэзия остаться в стороне от всего этого НАВОДНЕНИЯ СВОБОДЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ? – Не может, конечно! Однако в ту же отечественную поэзию свобода по настоящему пришла с большим историческим опозданием – только на рубеже ХХI века. И этому есть объяснения – свобода внешняя, дарованная самими историческими событиями, должна была перевоплотиться во внутреннюю свободу человека. А это – долгий процесс. Для советского писателя и поэта внутренняя духовная свобода была – как необычнейшее и неприятное состояние невесомости. Он в этой невесомости только беспомощно барахтался… И ждал только избавления от неё. Ждал, когда же вернётся вновь привычное «земное тяготение», позволяющее ему благополучно жить и успешно творить.

Первым поэтом России, который во всём своём творчестве с замечательной лёгкостью обошёлся без «земного тяготения» обыденной плоской и унылой реальности, смело погрузился в океан свободы, был Евгений Степанов – одни из наиболее ярких поэтов России ХХI века. Повторим и подчеркнём – для нас очевидно, что поэзия Евгения Степанова имеет «знаковый характер» и является ярким выражением нашей эпохи.

Впрочем, у нашей эпохи есть всё-таки не одно, а два судьбоносных измерения – СВОБОДА И ЭНЕРГИЯ. Но не только СВОБОДА, но и ЭНЕРГИЯ – энергия жизни, энергия творчества – является «высшим мерилом» нашей эпохи. Ведь, свобода всё-таки бывает и безвольна – превращается в безвольное «болтание» как вздумается и куда придётся… болтание по прихоти, «по воле» волн, по «подсказке» случая и от безделья… И такая свобода не только не позитивна, но – губительна… При ней – лень жить, лень творить, лень хоть на что-то всерьёз решиться… Всё решительно – любое движение в любую сторону – становится несерьёзным, необязательным, совершенно произвольным в царстве такой бездеятельной свободы. И тогда все формы жизненной активности в конечном счёте обесцениваются и теряют свой смысл. Противостоять разлагающему душу действию такой пассивной и бездеятельной свободы может и должна поэзия ЭНЕРГИИ и ДЕЙСТВИЯ, поэзия больших чувств и ярких страстей, смелых поступков и решений, поэзия воспевающая право человека на смелый выбор своей Судьбы, равный по значению самому его праву на жизнь. И поэзию этого последнего рода замечательно воплощает в наше время яркое поэтическое творчество Любовь Голейчук.


Любовь ГОЛЕЙЧУК (Коэн БЕЛЛ)

Любовь Голейчук (и она же Коэн Белл) как мы уже писали ранее – новое имя на нашей поэтическом небосклоне. Её поэзия столько же необычна как и её судьба. Родившаяся в СССР, Любовь Голейчук покинула просторы былой советской империи во имя жизни в буквальном смысле на краю света – в Новой Зеландии. Это был смелый поступок смелого человека, в поэзии которого отвага души и энергия души и жизни – верховные ценности.

К цели великой, важной
Тропка любая вьётся,
К ней ты идёшь отважно –
В каждой руке – по солнцу.

Так пишет о своём романтическом поэтическом и жизненном «исповедании веры» сама Любовь Голейчук. В её поэзии нет места безделью души, инертной обломовщине и всепоглощающей скуке. Неиссякаемая энергия, любовь и всепоглощающая жажда жизни – вот те Божества, которым и в поэзии, и в самой жизни поклоняется и остаётся всегда верна Любовь Голейчук. И не просто читать такую поэзию, но душой принять её и слиться с ней и её пафосом и исповедуемыми в ней идеалами духовно – большая и светлая радость. Жаждой жить, жить и жить буквально дышат лирические стихи Любови Голейчук – яркие, необычные по своей поэтике, в высшей степени чувственные порой и всегда энергетические заряженные… наполненные до краёв энергией души и самой жизни как животворным соком, дающим силы творить добро и любить…

В то же время поэзия Любови Голейчук – и поэзия неостановимых, неутолимых, как неизбывная жажда, скитаний:

Зачем же мой дух неспокойный
Толкает в объятья дорог,
И дышат в затылок мне войны
И скользок планеты комок?

В лирической героине Любови Голейчук энергия жизни и жажда жизни бьют через край и никогда не знают преград. И сам неизбывный трагизм бытия поэзия Любови Голейчук по-своему победоносно преодолевает, торжествуя и над ним:

Пусть вместе с ветром улечу,
Но никогда я не исчезну,
Останусь в детях, в травах, в песнях
И за меня зажгут свечу…

И для нашей эпохи такая поэзия тоже характерна на самом деле – это светлое измерение и светлый лик нашего времени, собравший в себе лучшее в нас самих и вокруг нас. И повторим вновь – поэзия Любови Голейчук есть действительно от начала и до конца, до «последней запятой» так сказать, поэзия неиссякаемой энергии и неостановимого движения, для которой характерно полное неприятие любого, даже самого благостного и счастливого покоя. И есть, есть в нашем нынешнем времени «золотые зёрна» именно такого поэтического восприятия мира. И они очень важны и ценны для нашего будущего.

Наконец, заметим в этой связи – Существуют мысли и Существуют те представления и явления, которые перерастают свои собственные границы и становятся ВЕЯНИЯМИ ЭПОХИ. И они с трудом умещаются тогда в рамки каких-то однозначных определений и чётких формулировок. Веяния есть веяния – они зачастую перерастают даже и собственные границы, превращаясь в всепоглощающие стихии.

И ВОТ ТАКИМ ВЛАСТНЫМ, МОГУЩЕСТВЕННЫМ, УВЛЕКАЮЩИМ ВЕЯНИЕМ СТАЛО В НАШЕ ВРЕМЯ ОЩУЩЕНИЕ БЕЗГРАНИЧНОЙ СВОБОДЫ, РАЗЛИТОЙ В ЖИЗНИ ВОКРУГ НАС, И НЕИСССЯКАЕМОЙ ЭНЕРГИИ, СПОСОБНОЙ НАПОЛНИТЬ ВСЮ НАШУ ЖИЗНЬ ДО КРАЁВ И ПРЕВРАТИТЬ ЕЁ В НЕОСТАНОВИМЫЙ ПОТОК, А В КОНЕЧНОМ СЧЁТЕ – В СТРЕМИТЕЛЬНУЮ ПОЛНОВОДНУЮ РЕКУ СВЕТЛЫХ СТРЕМЛЕНИЙ, ЛЮБВИ И СЧАСТЬЯ.

Свобода и Энегия в духовном плане – воздух нашего времени и его живая душа, творящая новые миры и погружающая нас в глубины непознанного. И естественно поэтому, что нашему времени и всем вершинным достижениям современной русской поэзии неотъемлемо присуще новаторство – в поэтической форме и эстетике, в самой тематике лирической поэзии, во всём, всём, всём…

Смело и совершенно по-новому раскрывается в ней, например, та же вечная тема Любви и некогда запретная тема Пола.
Обратимся вновь к поэзии Евгения Степанова. И вглядимся в такие его стихи:

СОИТИЕ

секс у растений
хорошо описала в газете Поэтоград
канадская поэтесса Лорна Крозье
а ещё есть секс у деревьев
когда они сплетаются весенними ветками
у хороших книг плотно стоящих (!)
на книжных полках
у весёлых облаков плывущих над нами
у вагонов поездов соприкасающихся друг с дружкой
и т. д.
соитие как матрица бытия
всё-таки жизнь непобедима

Неожиданно. Смело. Ошеломляет. И ничем не похоже на классику. Новое слово в поэзии в прямом смысле слова. И трудно с этим спорить. Не принять такую поэзию – да, можно. Но это значит не принять то, к пониманию и признанию чего пришла сама жизнь в начале ХХI века. Это – классика новой русской поэзии, поэзии ХХI века. Живая и подлинная классика нашего времени.

А есть ли у нас иные новаторы в поэзии из числа тех, кто всерьёз претендует на звание Поэта? Ну, вот помимо двух уже названным нами ярких авторов – Любови Голейчук и Евгения Степанова…. Конечно, мы есть, конечно, есть такие! – Могут громко крикнуть многие претенциозные стихотворцы современности с галёрки вместе с лидером большевистской революции, Владимиром Лениным, кричавшим некогда во всё горло «Есть такая партия!», когда речь зашла о том, какая партия, какая политическая структура и сила способна взять на себя всё бремя власти в России.

Но только оказаться на вершине российского поэтического Олимпа этим нынешним стихотворцам с большими амбициями – явно не по плечу. Вот небезызвестный и уже упоминавшийся выше Константин Кедров тоже «вовсю» претендует на яркое и смелое новаторство.

От Солнца отделяется Земля
А от Земли рождается Луна
Весь этот СОЛНЦЕЗЕМЛЕЛУННЫЙ оборот
Меня пленит и за душу берёт

Детский сад. Младшая группа. И ничего больше. Эти СОЛНЦЕЗЕМЛЕЛУННЫЕ СТИХИ есть откровенное воплощение совершенно поразительной наивности, граничащей с глупостью. Такое читать можно только для смеха или для забавы.

Или ещё один претендент на большую оригинальность и утончённость. Да, ещё к тому же редактор журнала поэзии «Арион», Алексей Алёхин.

остался
с охапкой ветра в руках.

Это стихотворение такое у господина Алёхина…. Здорово, правда?! Поэт остался «с охапкой ветра»… До такого и действительно додуматься надо! Ведь не каждый додумается, например, что можно остаться «с куском воды», или «с лужей снега»…. Только сползание мысли и эмоций в запретную (а для кого-то и заветную) сферу идиотизма до сих пор поэзией, к великому сожалению, не считалось…

Но и традиционалисты наши, настоящие и мнимые, порой не лучше. Возьмём шедевры тоже не обделённого амбициями Алексея Пурина.

И даже мёртвою весною
я сберегу (а вы вольны?)
за замороженной десною
обол сосулечной слюны!

Красочные какие стихи! Надо же! Сберегай, сберегай, наш дивный поэт, «обол сосулечной слюны»… за «замороженной десною». Часто, видимо, приходится бывать многоуважаемому Алексей Пурину у зубного врача. И правдивая у него память об этих сеансах лечения у стоматолога – сразу видно, что поэт-реалист, достойный наследник нашей дорогой классики. Преемник Пушкина можно сказать.

Нынешний российский поэтический Парнас – вообще причудливое место… Кого только там порой не встретишь. Иногда кажется, что это на самом деле чаща дремучего леса, где кто только не живёт, какие только лешие не бродят, и какие только ведьмы не прячутся там в своих избушках на курьих ножках. Впрочем, о дамах мы всегда хорошо отзываемся. Даже если они и вполне себе бездарны как поэты. Поэтому о них – ни слова….

Конечно, дутые поэтические имена и искусственно сфабрикованные в силу тех или иных обстоятельств поэтические репутации поблекнут, забудутся через время. И когда-то от них не останется и следа не только в Реке Времён, но и в памяти ценителей русской поэзии. В нашу эпоху единственным мерилом достижений поэта становится его талант, его творческая уникальность, мощь и неповторимость – никакие правила и нормы уже не играют роли.

Можно писать рифмованные стихи и стихи без рифмы, стихи возвышенные и стихи иронические, стихи философические и стихи сентиментальные или скептические – это уже само по себе не имеет значения. Всё решает исключительность и глубина и мощь поэтического дарования. И только она. Настоящий большой Поэт нашей эпохи творит всегда предельно свободно. Он – подлинный хозяин Царства головокружительной свободы слитой воедино с ошеломляющей и неиссякаемой Энергией жизни, творящей и творящей новые и светлые миры.




Сергей Николаевич Носов родился в Ленинграде в 1956 году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 год являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы).