Вернуться на предыдущую страницу

Архив

No. 4, 2002

     

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

 

Тихон ЧУРИЛИН

 

 

Красная мышь
Слезная жалоба
Смерть беса
Откровение
Печальный чал
Честный чал
Моцарт и пила
Песня об очереди
Песнь о петухе
Ода прошедшему человеку
Песнь о Велимире
Примечания А. Мирзаева

 

1. КРАСНАЯ МЫШЬ

На сносях ходила женщина
                    Молодая.
Ах, купецкая дочь, не деревенщина
— Дорогая!
И раз, когда золотой таз солнца ярел на закате, догорая,
Увидела в комнате красной
Мышь.
Забилась в тоске опасной,
      Ударила себя по брови прекрасной.
Потом тишь.

Родился ребенок
В волосах черных
                    Вороненок?
У-у-у — вой ветров горных.
Ччччерный, чернннный яррркий ягггненок.
И на брови у него, на правой — красный знак.
— Ттак!
Это красная, красная, красная мышь —
В красном доме какая тишь
                    Умри ж!

<1914>

 

2. СЛЕЗНАЯ ЖАЛОБА

Ой, пришел до нас червонный, наш последний час!
— Беспокоят очень нас
Немцы!
Пятеро убитых
                    Сытых!
Ночью встанут станут в ряд.
Рыскать станут, сущий ад!
Рыщут, песенки свистят,
        Бранью бранною костят
                    Всех.
                    Вас, нас!
Всю то ночь в саду гостят,
Испоганили наш сад,
                    Садик.
        Не поможет ваш солдатик,
                    Ваш веселый часовой.
                    Ой!
        Ваша милость повели
Немцев вырыть из земли,
        А покаместь пусть солдатик
Нас дозором веселит.

1914

 

3. СМЕРТЬ БЕСА

Уголечком темнокрасным разукрашен семафор
Сторож старый, подбирая в рот беззубый черствый сор
От просфор.
Дождик, дождик и далекий, вышний ветров стройный хор.
Скоро, скоро поезд грянет, встанет четко в стройный хор.
Бес мой бедный, принц наследный, непобедный — бледный бес.
Бродит тихо (лихо, лихо…) смотрит тихо — небо, лес.
Диги диги. Динь дон диги — звон под<нрзб>ьем идет,
Скоро, скоро поезд вспрянет — мáнит, мáнит, ждет — нейдет.
Бес мой бедный, принц наследный, бесам вредный идиот.
Вот идет.
Суетится —
Поезд мчится. —
Рододо. Рододо. Звякнул, брякнул, глухо встал!
— Бес упал.
Улетая, поезд зыкнул, фыркнул, щикнул — и исчез.
Облак пара — сгинь ты мара! — и в грязи убитый бес.

<1914>

 

4. ОТКРОВЕНИЕ

О скалы — скальте зубы вековые,
Застыли волны черноты на вас.
А небо радостное голубую выю
Подняло к солнцу.
             Золотись, трава,

Ростите, рдейте, темные каштаны,
Кричите птицы, пойте соловьи.
Придет к вам гость неновый, нежеланный,
Поднимет руки — розы две, в крови.

И скажет солнце: отдохни, сыночек,
Взыграет море: подойди сюда!
Венок веселый из весенних почек
Подымет ветер.
             И тогда, тогда

Потоком звездным разольется небо,
Заплачет море, помертвеет мир.
И встанет страшно, вся седая Ева,
В гремящих стонах отпевальных лир.

1916. Симферополь

 

5. ПЕЧАЛЬНЫЙ ЧАЛ

В холоде, а голоде, в полночь и в полдень
Печальный чал —
В комнате полой
Стынет свеча.

Болен хозяин, жены и дети.
Стены изрыты, в раны одеты.
Печь полстолетья была горяча,

Ныне остыла — печальный чал!!
Страшно, полярно сияет свеча.

Чал, да части же!! Гости, грызите
Кости, в баранине раны сосите!
Полно, печаль, в сени изыди!
Пчелы печали — в зимнее сито,
В мерзлый снег, на мокрый двор…

О, чал, рычи же, греми и визжи,
                                            ори весь хор!!

Сияй, свеча! —

Печальный, печальный, последний в полдень
и в полночь чал…

                                           30/1 — ХII — 1917.
                                           Бахчисарай

 

6. ЧЕСТНЫЙ ЧАЛ

Брониславе

Честный чал! — разноцветно уютное блюдо,
Ярки пряники, брынза брезжит звездой,
Венны вина, бузы беломутной и лютой
Едок чад и сердце — неверный ездок:
Цок, цок, цок.
— Ток.
И сушевом душным душит табак
И кружевом круг черный гостей.
Им нет новостей —
Пей да пей сквозь трешницу рвану!
Из чаловой чаши с рыданьем в нирвану
Ахну — стану
Беем и ханом, до верху пьяным!

Сентябрь 1917. Бахчисарай

 

7. МОЦАРТ И ПИЛА

                                           Б. Корвин-Каменской
                                           и Льву Аренсу

У двери четыре руки
Играли Моцарта арс, —
Пылом золотой муки
Грелись лев, лань и барс.

И ласково оскаливая пыл,
Пила воздушную пыль пила.
И лай ласковый стали пел
И музыка стоокрас была.

Бела, как горозный зор
И розовый и жолтый лик
Колебал бал — и лебедь зари
Отплескивал перья великие.

И Моцарт, оцаренный пилой,
Переливался в лязг, в язвы стали —
Пел так впервой
Из зияющей дали.

24 — 25 июня 1920

 

8. ПЕСНЯ ОБ ОЧЕРЕДИ

                                     "Возвратился ночью мельник"
                                     А.Пушкин

О, черевья чéрева
Животы, дживоты!
Черепа дчерепа,
Это, очередь, вот ты!!

И за водкой черёд
И за хлеб-б-бушкой!
Эзза печеньем, стоя, мрёт,
За вареньем, с сушкой!!

Череда дчереда
Понедельник, середа.
День да месяц, да года!!
Всё без малого вреда.

Стоя, ждут, стоя, жрут,
Много их, много тут.

Возвратишься к жене
Скоро, скоро, скоро, скоро
И увидишь близь ней
Чéред, чéред, чéред гору!!!

Очередь, очередь!!
О черт, с этим умереть!!

1932

 

9. ПЕСНЬ О ПЕТУХЕ

         Сахару и водки,
         Хлеба, три селедки,
Маленькие-ржавенькие, сооолненькие.
Прежде рыбки беленькие, сооолнешные!

         Дворник нам принес,
         Вытирая нос,
Старый дворник, кулачина бывший,
А теперь водчонку лихо с нами пивший.

И за рюмкой, за двумя, за тремя,
Закурил самосад, сквозь ноздрю дым стремя,

И от водки и от дыма самосада
Разогрелся старый дворник что и надо!

         Эх-ххха, ххха!
Выпьем, сахарцем закусим, без греха.

         Ты смеешься, чепуха?
А в душе то у вас у всех эн, сапуха!

         Подождите! Аж дождетесь петуха!

Вы по жисти трюх, трюх, трюх.
Эвва! Вон зима, а сколько мух.
А придет ваш час, да в сердце бух!
В ж…у вас уклюнет жареный петух.

1933

 

10. ОДА ПРОШЕДШЕМУ ЧЕЛОВЕКУ

                                    Памяти исчезающего птеродактиля
         
                           от Р. Х. 1600 — 1917 гг.

Что ты ходишь, человек,
Что ты входишь, человек,
Оборватый, гряный, жолтый,
Чуть-чуть высунув язык?
Или серый жизни жорнов
Стер тебя, твой прежний зык?
Что согнулся, человек?
Что ты шепчешь, человек?
Что ты хочешь, человек?

Я хожу, как дождь стучу,
Я, как дряхлый гром шепчу,
Я, стара* то хочу,
Что невемо даже чорту!
Жолты щеки; рябы: дробь.
И сертук мой жирный, чорный,
Весь точь в точь, еврейский гроб.
Я прошедший человек.
Я бродящий человек.
Я хотящий человек!

1933

 

11. ПЕСНЬ О ВЕЛИМИРЕ

Был человек в сером сюртуке,
В сером пиджаке и вовсе без рубашки.
Был человек, а у него в руке
Пели зензиверы, тарарахали букашки.

Был человек, Пред земного шара.
Жил человек на правах пожара.
Строил дворцы из досок судьбы,
Косу Сатурна наостро отбил.

Умывался пальцем и каплей воды,
Одевался в камни немалой воды,
Лил биллионы распевов распесен,
А помер в бане и помер не тесно.

                    Писал
Не чернилом а золотописьмом.
                    Тесал
Не камни а корни слов.
                    Любил
Вер,
Марий,
Кать.
       Юго плыл,
                    Наверно,
       Не ариец
                    Азиец,
                    Знать.

Был человек, в мире Велимир,
В схиме Предземшара на правах всепожара.
И над ним смеялись Осип Эмильич,
Николай Степаныч и прочая шмара.

И только Мария и море-сине
Любили его как жнея и пустыня.

1935

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

Стихотворения публикуются по рукописям Тихона Чурилина, хранящимся в рукописном отделе Российской Национальной библиотеки (РО РНБ) Санкт-Петербурга.
1-4.
Ф. 1294, ед. хр. 15.
5-8. Ф. 1294, ед. хр. 15; печатались с некоторыми разночтениями в самиздатском журнале "Сумерки" № 14, СПб., 1992, с. 121-124. "Чал татарский оркестр из своеобразнейших инструментов: зурна, даул, кавал, скрипок, флейт и кларнетов. Чалом также называется само действо, музыка, игра. Игроки чала цыгане, татары. Лучший чал был в Бахчисарае под управлением дирижера и композитора Ашира (ныне умершего от голода). Ашир был всероссийски известен и записан на граммофонных пластинках" (примеч. Чурилина к отрывку из повести "Агатовый Ага": "Помощь", Симферополь, 1922, С. 15). Ст. 5 с разночтениями см. также в сборнике "Помощь", 1922. Ст. 6 посвящено Брониславе. Бронислава Иосифовна Корвин-Каменская художница, жена поэта. Ей же посвящается ст. 7; другой адресат этого текста, Лев Аренс, друг Т. Чурилина, натуралист и поэт, близкий к будетлянам. "Грелись лев, лань и барс" то есть Аренс, Корвин-Каменская и сам Чурилин.
9-10. Ф. 1294, ед. хр. 7; ст. 9 см. также: "Сумерки" № 14, с. 125-126, здесь расхождения с оригиналом более существенны.
11. Печатается по: Стихи Тихона Чурилина, М., 1940, С. 15-16 (книга в продажу не поступала; сохранились лишь отдельные экземпляры). "Осип Эмильич, Николай Степаныч" поэты О.Э. Мандельштам и Н.С. Гумилев.


Публикация, вступительная заметка, подготовка текстов и примечания
Арсена МИРЗАЕВА