Книжная полкаКирилл Алейников, «Дар речи»
М.: «Вест-Консалтинг», 2015 Дебютная книга Кирилла Алейникова «Дар речи», уверен, откроет многочисленным любителям поэзии талант этого незаурядного художника слова.
Кирилл Алейников родился и живет на Камчатке, а потому неудивительно, что в его стихах буйным цветом расцвела строгая северная природа: вулканы, заснеженные поля, озера, покрытые изморозью… Край суровой, но благородной красоты. И поэт воспевает его, порой обращаясь к метафизике, объединяя современный поэтический дискурс с высокопарным штилем (так, Данте назван Дантом — и это осознанная литературная перекличка). Он пишет не так, словно до него не было поэтов и поэзии, учитывает ее достижения, а потому можно сказать, что язык поэта современен, а мысль — понятна именно в наше время. При этом он находится в пространстве русской классической традиции, развивая темы, ставшие в поэзии общими, то есть, теми, в русле которых трудился не один десяток выдающихся мастеров (не говоря уже о мелких стихотворцах). Например, тема творчества. Вот как она показана у Кирилла Алейникова: День за днем, вразброд и наизнанку,
Оголтело, рьяно, вразнобой Я беру слова и спозаранку Их веду, мычащих, на убой. Я вяжу их к изгороди речи За веками росшие рога. Ржавью или кровью накрест мечен Леденящий обух топора? Я сведу сегодня воедино Этих слов неимоверный гурт. Неизбежно, неисповедимо Я начну свой обреченный труд. И в чаду ударов и ругательств, Тушей ослабевшею скользя, По траве сучит ногой анапест Крепкими рогами грязь меся. Это — не стихи, а бойня речи. Жертва в ожиданье божества… Клювом рвет дымящуюся печень Ворон, не скрывая торжества. Черновик — не рукотворный лепет: Слышен в нем и рев, и костный хруст. Исключенье — неизбежный метод, Общий для природы и искусств. Ощущается энергия и нерв стиха, нарочитая «рубленость» высказывания. Это Маяковский с Мандельштамом прошмыгнули в стихи Алейникова, соединившись с почвенниками-деревенщиками. Вы не задумывались, каким продуктивным мог бы быть метод объединения «западной традиции мысли» с русскими реалиями? Какие величественные, но, в то же время, страшные картины рождаются в подсознании: слова — на убой. Это оборотная сторона «Памятника» Пушкина, где творец уверен, что останется на века. Алейников сомневается. Это презумпция гениальности — быть неуверенным в своих силах, творческое благородство, доступное только талантливым людям. Графоман знает, что он гений, по крайней мере, Пушкин или Дант; одаренный человек полон сомнений. Это располагает читателя к поэтическому миру Кирилла Алейникова.
Книга же полнится стихотворениями на самые разные темы: здесь и гордая природа Камчатки, и любовная лирика, и философская лирика, и, наконец, стихотворения о России. Поэт пользуется приемом олицетворения, когда говорит о стране, она для него живая. А потому: Ты — единственна. Ты — неизбежна.
Не покинуть Тебя, не уйти. Не оставить Тебя на кромешном, Предзакатном замерзшем пути. Закусившая до крови губы! Поцелуй твой похож на порез - На распятье идущих на убыль Побледневших, холодных небес. Гражданский пафос в данном случае не выпячивание чего бы то ни было, а подчеркивание отношений — сложных — со страной, которая оказалась Родиной.
Резюмируя, отмечу, что в мои руки попал уникальный сборник с неповторимым авторским голосом, который придется к месту на книжных полках всех любителей поэзии. Евгений МЕЛЕШИН
|