Новости авангардных событий культурной жизни
Апрель 2022 г.
Современное русское стихотворение. 1992 – 2017 / Антология; сост. А. Скворцов. – М.: ОГИ, 2018Любая авторская антология говорит, прежде всего, о том, кто ее составляет. О его вкусах, пристрастиях и т. д. Не стала исключением и антология поэта и филолога Артема Скворцова «Современное русское стихотворение». В этой книге читатель обнаружит много интересного и даже курьезного. Например, выдающийся поэт двадцатого века Геннадий Айги, оказавший влияние на развитие мировой поэзии, представлен стихотворением, состоящим из двух строк. Больше составитель у Айги за 1992 – 2017 годы выбрать ничего не смог.
А что выбрал у других? Вот, например, стихотворение Владимира Иванова «Внутренний мир». Вскрываем тут недавно чувака,
Ну, скальпель там, трепан… хи-хи, ха-ха. Разрезали… Х.як! А там река — Луна, камыш, рыбак у костерка… Он нам: «Привет», а мы ему: «Пока», Ну, и зашили на х… от греха. Ну что ж, возможно, это и есть современный уровень антологий… Обязательны мат, чернуха и т. п. Не надоело?
Но все-таки не будем о грустном. Есть в этой антологии и замечательные, на мой взгляд, стихи – Булата Окуджавы и Андрея Вознесенского, Александра Кушнера и Юрия Казарина, Дениса Новикова и Инны Кабыш, Ольги Сульчинской и Виктора Коркия... Вот, например, стихотворение Андрея Вознесенского, напечатанное в журнале «Знамя» в 2003 году, почти двадцать лет назад. Абсолютно современное – во всех смыслах – произведение. На берегу
В лучах заката меж морского скарба, раздавленного кем-то, на спине нашел я умирающего краба. Перевернул. И возвратил волне. Над ним всплывала белая медуза, и он, горя клешнями под водой, со дна, как герб Советского Союза, вздымался, от заката золотой. В нескольких метафорических мастерских строчках – судьба страны, великой державы, умершей и желающей воскреснуть.
А это шедевр Булата Окуджавы, тоже напечатанный в «Знамени», в 1997 году. * * *
Что было, то было. Минувшее не оживает, Ничто ничего никуда никого не зовет... И немец, застреленный Ленькой, в раю проживает, и Ленька, застреленный немцем, в соседях живет. Что было, то было. Не нужно им славы и денег. По кущам и рощам гуляют они налегке. То перышки белые чистят, то яблочко делят, то сладкие речи на райском ведут языке. Что было, то было, И я по окопам полазил и всласть пострелял по живым — все одно к одному. Убил ли кого? Или вдруг поспешил и промазал?.. ...А справиться негде. И надо решать самому. Как будто сегодня написанное стихотворение. И опять «надо решать самому» – что делать и как жить дальше?..
А закончить эти заметки об антологии Константина Скворцова я бы хотел превосходным стихотворением Виктора Коркия, которое он напечатал в «Иерусалимском журнале» в 2015 году. * * *
По закону вечности пролетят мгновения. От любви останутся три стихотворения. По закону памяти лишь они запомнятся. Пустота разверзнется, очи тьмой заполнятся. Видимо-невидимо – полное затмение. Было или не было – все равно забвение. Жизнь моя дурацкая, пьянь моя мертвецкая. Думаешь – Арбатская, смотришь – Павелецкая. Тьма придет великая – и падет Империя. А вокруг – безликая темная материя. Ветерка подземного слышу дуновение. От меня останутся три стихотворения. Так бывает, что и от иной антологии остается три стихотворения. Но это тоже немало. Поблагодарим составителя за внимание и любовь к поэзии.
Фёдор МАЛЬЦЕВ
От редакции «Читального зала»:
Поздравляем главного редактора порта «Читальный зал» Евгения Степанова – одно его небольшое стихотворение вошло в эту антологию. Редакция |